История знаменитого фильма «Завтра была война» началась с совета Сергея Герасимова студенту ВГИКа Юрию Каре снять курсовую работу по фрагментам повести Бориса Васильева. С тех пор прошло почти четыре десятилетия, и ситуация во многом повторилась: режиссер Владимир Киммельман, который окончил Театральный институт им. Щукина в прошлом году, а ставить спектакли на малых сценах Москвы и в провинции начал еще раньше, некоторое время назад тоже получил предложение от старшего коллеги — худрука Театра им. Пушкина Евгения Писарева — создать на большой сцене постановку по этой же книге писателя-фронтовика, сто лет со дня рождения которого исполнилось в конце мая. В итоге премьера под занавес сезона получилась такой успешной, что впору задать вопрос — почему повесть «Завтра была война» так редко ставят? Ведь она пронзительна, лирична, и в ней столько важных тем: отцы и дети, дружба и любовь, взросление, разочарование в идеалах...
Спектакль сравнение с фильмом Кары вполне выдерживает. Хотя вряд ли поколение 30-летних и младше хорошо знает ту картину — по телевизору ее показывают нечасто. Зато многим наверняка знакома обаятельная Елизавета Кононова, активно снимающаяся в сериалах. В спектакле у нее роль Зиночки, которую в фильме играла Наталья Негода. Лирической сценой с этой старшеклассницей и начинается действие, и ее образ здесь — не то Джульетта, не то Татьяна Ларина: нечто, выражающее предощущение любви и превращение девочки в женщину. То же самое происходит и с подругами Зиночки из 9 «Б». И мальчики из их класса уже дерутся за своих дам сердца до крови и потери зубов. Но чувства старшеклассников еще очень наивны и робки. Чистоту в личных отношениях сегодня передать может не каждый молодой актер, однако выпускникам курсов разных лет Евгения Писарева и нынешним его студентам, занятым в спектакле, это по силам. Кстати, учителей и родителей юных персонажей здесь сыграли их театральные педагоги.
Конечно, взрослеют герои не только физически — они учатся самостоятельности, в том числе в мышлении. И тут рождаются конфликты с идеологией, которую ребятам в их 1940-м году проповедуют взрослые. Как быть, если тебе всегда твердили, что творчество Есенина — упадническое, а ты прочел его стихи и нашел их замечательными? Что делать, когда арестовали отца одноклассницы Люберецкого, героя Гражданской войны, а ты не веришь в его «шпионство»?! До обмороков мучается от таких вопросов «совесть класса» бескомпромиссная Искра Полякова (Екатерина Рогачкова). За возможность остаться хорошим человеком она платит дорогую цену: ссорится с любимой и суровой матерью (Евгения Дмитриева) и расстается с самым близким человеком Сашкой. Он самостоятельному мышлению предпочел равнодушие и моментально поверил в вину человека, «забыв», что тот помог ему с устройством на хорошую работу. Трагически и радикально решает проблему выбора между совестью и идеологией Вика Люберецкая (Вероника Сафонова), внешне — застенчивая красавица с глазами Бэмби, но внутренне оказавшаяся столь же твердой, как и Искра.
Художник София Егорова создала в глубине сцены интересную трехъярусную конструкцию, позади которой сияет огромная пластмассовая красная звезда — на ее фоне и происходит все действие. На разных уровнях здесь расположились гостиная Люберецких и кровать Зиночки, самый верхний ярус изображает обрыв реки, где целуются Жора и Вика. А в сцене похорон девушка просто ложится на парту, на которую втыкают два треугольника из основания звезды. Они становятся похожи и на обелиск, и на алые паруса — романтический символ, соответствующий характеру юной погибшей героини.
Косвенно причастная к смерти Вики учительница литературы Валентина Андроновна — Валендра в исполнении Анастасии Лебедевой — пожалуй, наиболее сильный в спектакле образ. В безразмерном коричневом платье и с огромной, похожей на дубинку указкой, седеющая несимпатичная женщина выглядит злобной карлицей. В ее жизни нет ничего личного, только общественное, и, кажется, идеология напрочь вытравила в ней все человеческое. Но от нее зависит судьба подростков, да и не только их. Из-за доносов Валендры из школы увольняют директора Ромахина (очень привлекателен в этой роли Владимир Майзингер), доброго и внимательного к школьникам, и ими любимого.
Вернувшемуся домой Люберецкому (Андрей Кузичев) в финале помогает пережить его потерю 9 «Б» класс: ребята выдержали испытание и, вопреки обстоятельствам, Вику не предали. Но ужас в том, что это лишь начало жизненных бурь: впереди у героев — 1941 год.