Главная Культура Афиша 00:08 05 Июля 2024 3325
Жить красиво

Экскурс в мир русского глянца 1910-х невольно наводит на параллели с современностью

Елена Широян, искусствовед
Фото: Сайт Музея русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Журнал красивой жизни» — оммаж одному из изданий Серебряного века. «Столица и усадьба» строилась по образцу британского Tatler и была первым опытом «русского глянца», до боли похожим на журналы наших дней.

Полную символов эпохи, арт-штампов и эротики выставку легко принять за шутку, если б в ней не угадывался намек музейной команды: а вы помните, чем кончился в 1917-м расцвет того первого русского гламура?.. Хотя вряд ли организаторы сознательно заложили это в концепцию — столь смелые шутки в наше нешуточное время не очень приветствуются... Впрочем, у истории много путей, и то, что однажды произошло как трагедия, второй раз может обернуться лишь фарсом. Будем уповать на это правило, иначе исторические параллели впрямь не на шутку зловещи.

Но как иначе думать о журнале, который и купить мог не каждый (стоил он 85 копеек, тогда как «Огонёк» всего пятак), не то что представить себя на месте персонажей: аристократов и высших слоев купечества. Оказаться в положении подглядывающего в замочную скважину, сгорающего притом от зависти и гнева? Ведь ровно те же чувства может испытать наш современник, листая один из сонма глянцевых журналов, скроенных абсолютно по такому же лекалу: рассказ о выдающихся усадьбах и городских имениях, старом Петербурге, туризме, светских и художественных новостях, перемежаемый рекламой, ассортимент которой тоже для нас привычен — душистое мыло, дамское белье и даже, представьте, автомобиль «фиат»... Правда, недружественную марку нынче сместил родной «жигуль» (тоже, впрочем, в истоке итальянец), но в целом ведь похоже? Как и безмолвная масса населения страны, не имеющая средств не только на авто, но и на такой журнал. Может, и лучше в руки не брать — поводом сорваться, со всеми вытекающими, может послужить любая мелочь.

Давно уже меткий народный юмор, даже сарказм, припечатал: красиво жить не запретишь. И впрямь, журнал «Столица и усадьба» начал выходить в Петербурге за полгода до I Мировой войны. Как окно в канувшую Россию, он давно ценится историками искусства, быта и архитектуры, а нынче и коллекционерами. На отличной мелованной бумаге, с массой фотографий, включая уже и цветные, репродукций арт-творений, шаржей и светских сплетен. Этакий гид по паркам, салонам и гостиным, где непременны ампирные кресла, камин, фамильные портреты и букет в вазе, а рядом томная дама. Помните картину Богданова-Бельского «Устный счёт», где изображён класс народной школы? Оказалось, художник-демократ, сын батрачки писал и светское общество: тому примером в журнале портрет княжны Марии Кудашевой в роскошном доме ее отца. На выставку отобрали артефакты, которые публиковались либо обсуждались на страницах «Столицы...». Набор типичный: виды усадеб, интерьеры, убранные безделушками и цветами, заставленные старинной мебелью, порой с обитателями, чаще всего нарядными дамами. Жанровые сценки, репортажи с бала, пейзажи в путешествии.

В унисон такому контенту — и само не лишенное иронии название нынешнего проекта. Впрочем, нет сомнений: ряд зрителей воспримут «Журнал красивой жизни» всерьёз, найдя тут созвучие собственным идеалам, а может, и руководство к действию. Ведь когда не можешь изменить что-то в жизни масштабно, начинаешь искать отдушину в мелочах, будь то цветы, модные фасоны или обустройство своего клочка пространства. Всё лучше, чем ощущать себя чайником, который греет, греет, да и выплеснет кипяток сквозь притертую крышку!

Размах проекта превзошел все прежние достижения МРИ: 100 картин из 44 музеев России и 14 частных коллекций. Здесь Русский музей, Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина, но преобладают собрания глубинки. Закономерно: в советские годы музейные коллекции часто перетряхивали, стремясь оставлять в столицах шедевры, а менее значимое отсылать подальше. Но и своих сокровищ в провинции хватало — тех, что награбили при национализации, свезли в губернские центры, а потом уже музейщики составляли из них экспозиции по указке партии. Могли наглухо спрятать, а могли и показать «портреты эксплуататоров» в разделе, разоблачающем царские порядки. Спасибо, что не уничтожили!

Теперь эти творения тасуются иначе, но не оставляет мысль, что далеко не все владельцы усадеб и модели художников обладали идеальным вкусом, да и не все авторы были на том же уровне, что Репин или Сомов. И журнал, раз в две недели освещавший как жизнь в дворянских гнездах, так и выставки, это хорошо отражал. Вряд ли нарочно: он фиксировал реальность, пусть и под экзотическим углом зрения. Издатель Владимир Крымов, журналист и бизнесмен не без авантюрной жилки, стремился стать своим в высших кругах. Но весной 1917-го заподозрил неладное — перевел капитал в Швецию и отбыл в кругосветное путешествие, издалека умоляя редакцию «тянуть журнал до последнего»: номер 90 вышел в сентябре.

В отличие от героев своего детища, Крымов прожил до безбедной старости — в Германии, а затем Франции. Считается, что это с него Булгаков писал своего Парамона Корзухина в пьесе «Бег». Не будем порицать человека, не желавшего утонуть вместе с Атлантидой старой России, лучше поблагодарим за то, сколько ценного донес нам его журнал — кстати, нынче только укрепивший собственный статус атрибута роскоши: аукционные цены на оригинальный комплект «Столицы...» внушают трепет, и даже репринт тянет на 400 тысяч.

Признаюсь, видела я много выставок, хороших и разных, но до сих пор не привыкла к такой ошеломляющей яркости на грани пестроты. Да, выстроить стильную экспозицию из разномастных работ нелегко, хотя почти каждый портрет или пейзаж сам по себе хорош. А какие авторы — глаза разбегаются: Александр Бенуа, Исаак Бродский, Борис Григорьев, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева, Валентин Серов, Николай Фешин...

Однако МРИ славится и умением вытаскивать из небытия забытых художников. И тут благодать любознательным. Во избежание спойлеров дам лишь несколько примеров. Вот парадный портрет дамы в пышной шляпе с розами, с собачкой, на фоне пейзажа а-ля Гейнсборо — явно не шедевр. Но изображенная художником Виктором Штембером баронесса Дарья Гревениц — не кто иная как праправнучка Жозефины Богарне и правнучка Николая I. Вообразите, сия изнеженная аристократка в начале 1917-го организовала санитарный отряд и уехала на австрийский фронт, приняла Февральскую революцию, в октябре отправилась в Германию, но через год вернулась и стала библиотекарем. Увы, дни свои она окончила совсем не так мирно, как ее августейшая прапрабабушка, а скорее как Мария-Антуанетта: в 1937 году ее казнили большевики, разве что не на гильотине...

Жутко думать о сходстве Великой французской революции и нашей пролетарской. Ещё страшнее осознавать, что общество в России было разделено почти как французское: горстка аристократов, немного богатых простолюдинов и разливанное море санкюлотов, разгневанных роскошной жизнью власть имущих, пока они сами борются за кусок хлеба. Не накликать бы, но ведь параллели заметны и через век...

Ну а пока вернемся в музейные залы. Видите полотно, где на скамейке перед цветущей настурцией сидят «Дачницы»? Это свою сестру-врача и невестку написала Елена Киселева. Мало ли людей носят столь привычную фамилию, но эта художница приходится дочерью известнейшему математику ещё царской поры, автору дошедших до 1960-х учебников Андрею Киселеву. И жил этот педагог не в столице, а половину своих долгих лет в глубинке, хотя сумел заработать на два доходных дома в Петербурге, дачу в Куоккале и под Петергофом, роскошный автомобиль и мастерскую для дочери в Париже. Добавьте особняк в Воронеже и усадьбу близ него, реквизированные в 1918-м, когда престарелый, давно вышедший в отставку педагог был вынужден вернуться из Петербурга в Черноземье и вновь пойти на службу теперь уже новым гегемонам, ютясь в коммуналке в его собственном доме. В дальнейшем математик, чьи тиражи обгоняли издания Льва Толстого, всё же перебрался в Петербург и преподавал до 80 лет. Однако потерял из виду сына Владимира, офицера флота, и дочь Елену: их путь лежал в эмиграцию. Любимая ученица Репина, первая выпускница Императорской академии художеств, удостоенная пенсионерской поездки в Париж (прежде такое право получали лишь мужчины), Киселева проживет более полувека в Белграде, оставив живопись после трагической смерти сына. И на склоне лет передаст свои работы в родной Воронеж, который организует ей первую персональную выставку, а впоследствии обустроит зал прекрасной художницы во дворце XVIII века.

Кстати, выставка Киселевой прошла в 2017 году и в Москве, в Музее русского импрессионизма — гляньте, на сайте МРИ до сих пор можно увидеть несколько великолепных репродукций с нее. Вот так наш рассказ о петлях истории искусства и просто истории вернулся в его исходные стены. Где почти за каждым экспонатом несерьезной, на первый взгляд, выставки может стоять поразительная, порой блестящая, но часто зловещая судьба. Поистине — шутка ложь, да в ней намек.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3930
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3475
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?