Главная Культура Афиша 00:10 04 Октября 2024 48452
И кровь сочится сквозь экран

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его завсегдатаи уже объявили ленту едва ли не главным событием года. У кинообозревателя «Труда» после мучительного просмотра новоявленного шедевра в обычном городском кинозале возникли другие эмоции...

Фильм рассказывает историю 50-летней актрисы Элизабет Спаркл (ее играет 60-летняя американская звезда Деми Мур), которая когда-то блистала в кино и даже была удостоена именной звезды на Алее Славы, а теперь прозябает в утреннем телешоу, где ведет сеансы аэробики. Действие в ленте происходит в наши дни, аэробика, энтузиастом которой была когда-то Джейн Фонда, давно уже стала преданием глубокой старины, но не будем придираться к мелочам...

После очередной записи передачи Элизабет, справляя нужду почему-то в мужском туалете, слышит через стенки кабинки, как мерзкий продюсер с характерным именем Харви (Деннис Куэйд) говорит по телефону, что старушку Элизабет пора отправить на пенсию, а для шоу надо подыскать молодую красотку. Вскоре он сам заявит об этом Элизабет за ланчем, отвратительно перемалывая сальным ртом креветки и щедро разбрызгивая соус по скатерти. Мне казалось, что голливудские продюсеры умеют вести себя за столом, но будем считать, что это сатира «на их нравы».

Пережив депрессию, Элизабет узнает о загадочной субстанции, которая позволяет произвести на свет молодую реинкарнацию себя самой. Она вкалывает в вену неизвестное вещество ядовито-зеленого цвета. И вскоре из ее стареющего тела — не из живота, а почему-то из спины (процесс показан со всеми жуткими подробностями), — выкукливается сексапильная красотка Сью (Маргарет Куолли). Она старательно, едва ли не в режиме реального времени, зашивает спину «родительнице». А затем во всеоружии молодой, выпирающей из трусов и лифчиков плоти отправляется штурмовать телевизионный Олимп.

Надо ли говорить, что ТВ-продюсеры тут же отдают ей не только утренний, но вечерний, а потом и новогодний эфир — молодое тело всегда в цене! Элизабет в это время сидит дома, пожирает в огромных количествах фаст-фуд и впадает в еще большую депрессию. Старая и забытая, она испытывает муки ревности к своей молодой копии, которая не слезает с телеэкрана, купается в лучах славы и напропалую спит с брутальными парнями. Разлад между двумя дамами, которые вроде являются одним целым, но со временем начинают эгоистично высасывать друг у дружки жизненную энергию, не может кончиться добром...

Мысль фильма проста до банальности: общество, в нашем случае мир-шоу бизнеса, в котором главенствуют грубые, похотливые мужчины, занимает по отношению к женщине потребительскую позицию. Дескать, мужчины-самцы видят и ценят в ней только ее молодое тело. Для них это выгодный товар, который можно быстро употребить либо выгодно продать. Но самое смешное, что, вроде бы обличая мужской сексизм, ярая феминистка Каролин Фаржа пользуется в фильме ровно теми же приемами. Она лихо обнажает на экране актрис, сталкивая в кадре тронутую увяданием плоть депрессивной героини Деми Мур и тугие ягодицы, губы, груди задорной красотки Маргарет Куолли. Причем, камера оператора снимает прелести последней едва ли не в порнографических ракурсах.

Но главная беда фильма даже не в двусмысленной позиции режиссера. А в том, что она чересчур фанатично следует законам жанра фильма ужасов. Сюжет «Субстанции», который тянет от силы на полтора часа, она растягивает на 140 минут. А образовавшиеся лакуны заполняет длинными сценами предельной, невыносимой, тошнотворной жестокости. Перед показом фильма в Каннах директор феста Тьерри Фремо обещал: «Это жанровый фильм, кровавый фильм, напористый боди-хоррор. Будьте готовы, потому что в конце на экране много крови, кажется, будто она даже проходит сквозь экран!». И да, он не соврал.

Кровь вперемешку с гноем и блевотиной льется в фильме цистернами, зубы у персонажей выпадают изо рта вместе с кусками десен, суставы распухают и прорывают оболочку кожи, лица в ходе жестоких драк приобретают вид желеобразного месива, а красивые поначалу женщины превращаются в кошмарных монстров. И в этом разливанном море крови в итоге тонет самоотверженная игра актрис. Не случайно Деми Мур за исполнение своей роли приз в Каннах не получила, хотя наверняка рассчитывала на это, снявшись после долгого перерыва в столь радикальном кино.

Говорят, в Каннах фильму устроили овацию. А на моем киносеансе с полдюжины зрителей в самых тошнотворных сценах демонстративно, с хлопаньем стульев, покинули зал, мои соседки по ряду время от времени закрывали глаза и отворачивались от экрана. Я сам, повидавший много всего в кино, испытывал порой приступы дурноты. И только профессиональная привычка досматривать кино до конца, чтобы иметь право судить о нем, заставила меня вынести этот мучительный киносеанс.

Я не самый большой знаток и поклонник фильма ужасов, хотя знаком с некоторыми наработками в этом жанре Дэвида Кроненберга, Брайана Де Пальмы, Стэнли Кубрика, Романа Полански, Ридли Скотта и Жюлии Дюкурно, которая победила несколько лет назад в тех же Каннах с фильмом «Титан». Некогда слывший маргинальным, жанр боди-хоррора все активнее прорывается на престижные фестивали, вытесняя из программ картины о любви и милосердии, которые становятся там редкими диковинками. Кароли Фаржа в своих жанровых экспериментах идет дальше всех своих предшественников, вместе взятых. И, как мне кажется, пересекает некие красные линии в изображении жестокости, насилия, уродства на экране.

Перед началом «Субстанции» на экране появилось предупреждение, что людям с неустойчивой психикой лучше воздержаться от просмотра фильма. Мне кажется, от просмотра этой ленты есть смысл воздержаться и людям со здоровой психикой. На мой небезгрешный вкус, это больное, деструктивное кино, как, впрочем, и ряд других лент этого и сходных с ним жанров. Давно известно: страх, ужас, отвращение, которые испытывают зрители в зале при просмотре особо кровожадных боевиков, триллеров, боди-хорроров, — эмоции негативные. Они оседают в памяти, как ржавчина, и способны подтачивать, а со временем разъедать психику даже здоровых людей. Так что лучше не частить с их просмотрами. А «Субстанцию» точно следует пропустить.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 2606
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...