Вчерашние боевые сводки с юго-восточного фронта отражали рост ожесточения в столкновениях карателей с бойцами самообороны. Снова по жилым домам долбила артиллерия и авиация, снова каратели пытались штурмовать Славянск. Ополченцы дали отпор: над Красным Лиманом был сбит штурмовик Су-25, в районе Семеновки рухнул вертолет Ми-24 и были сожжены несколько танков. В это же время активизировались партизаны в Харьковской области: в окрестностях города Изюм разгромлена колонна украинских силовиков — подбиты БТР, несколько машин, есть убитые и раненые.
Научный факт: наступательный зуд у киевских властей возникает всякий раз после приезда высокого начальства из-за океана. Вспомните, как обострялась ситуация после визита в Киев вице-президента США Джо Байдена и главы ЦРУ Джона Бреннана. На этот раз в столицу Украины прибыл заместитель министра обороны США по международной безопасности Дерек Шоле. Официально в программе визита встреча с руководителями украинских силовых ведомств и обсуждение военной помощи США Украине. Неофициальная версия — Шоле прибыл, чтобы лично курировать операцию по зачистке юго-востока, которая неприлично затянулась (ведь победные реляции звучат из Киева уже почти два месяца).
Понять беспокойство вашингтонского начальства можно: согласованный в американских кабинетах новый президент Порошенко клятвенно обещал «загасить» весь юго-восток до собственной инаугурации, назначенной на 7 июня. Времени уже катастрофически мало, а бойцы самоопределившихся Донецкой и Луганской республик продолжают сражаться и наносить урон войскам. Так ведь и весь праздник испортят...
А ведь с поздравлениями в Киев должно прибыть высокое начальство в лице вице-президента США Джо Байдена и целой свиты американских чиновников. Как шутят в эти дни в интернете, «Байден летит к Порошенко подписывать акт о приемке». Но по факту получается, что часть украинского «имущества», передаваемого по акту, почему-то оказывается недоступным.
Между тем в шутке про «акт приемки» есть только доля шутки, причем малая. Остальное — серьезно. Известно, что Украина отдает свою газотранспортную систему в собственность американской компании Chevron. Владельцы Мариупольского, Запорожского, Днепропетровского металлургических комбинатов обязаны передать 50% акций компаний в собственность немецкой компании Ruhr. Кроме того, угольное производство Донбасса также предназначено для передачи финской «дочке» компании Ruhr. На Донбассе запланирована добыча сланцевого газа силами частной компании Burisma Holdings, в совет директоров которой совершенно случайно вошел сын Джо Байдена Хантер. Удивительное совпадение!
Также Украина обязуется предоставить блоку НАТО территории под Харьковом для размещения систем американской ПРО и звена американской истребительной авиации для защиты объектов ПРО.
То есть перед «незалежной» Украиной открываются перспективы поглощения «большим братом» из-за океана. Но тут вдруг возникли досадные препятствия в виде несговорчивых смутьянов со своими народными республиками. Представляете — серьезные люди приезжают за купленной недвижимостью, а тут вдруг выясняется, что хозяин не контролирует часть квадратных метров. Тут поневоле занервничаешь! Поэтому неудивительно, что на подмогу забуксовавшей карательной машине с трезубцем на борту едут специалисты по гуманитарным бомбардировкам. Другое дело, насколько эффективной станет эта помощь? Воевать с восставшими регионами — это не печеньки по Майдану разносить. Нет, веселой прогулки для карателей на Донбассе уже точно не будет.
Голоса
Константин Сивков, военный аналитик, первый вице-президент Академии геополитических проблем
— Похоже, обеим сторонам в военном противостоянии не хватает бойцов. Армия воевать не желает, основная ставка на наемников и отряды нацгвардии. У ополченцев ситуация сходная — оружие есть, а людей мало. Но обстрелы армейскими частями гражданских объектов, гибель мирных граждан резко активизируют сознание населения. При таком развитии ситуации нарастание численности сил самообороны неизбежно. И вот тогда появится перелом в боевых действиях в их пользу.
Валерий Шнякин, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
— Каков боевой потенциал ополченцев юго-востока? Он серьезный. Оружие не новейших образцов, но его достаточно. Есть тяжелая техника, это мы видим на видеосъемках с мест событий. Конечно, им не хватает высокоточного оружия, особенно средств ПВО, но ополченцы восполняют пробел грамотными тактическими действиями. Блокпосты на подступах, отходные пути, использование замаскированных укрепточек для атак на вертолеты и бронетехнику, контратаки — все это из арсенала боевых действий в современных условиях.
Есть ли у украинской армии возможность «додавить» Донецк и Луганск до 6 июня? Не думаю. С большими потерями на улицы городов они войти могут. Только вот согласятся ли участвовать в кровавой бане наемники? И что дальше? Танки на главных улицах — это еще не победа, скорее мишени для гранатометчиков. Уличные бои в городе украинская армия в том состоянии, какое мы сейчас видим (я имею в виду моральный дух солдат), вряд ли выдержит. А вот отряды ополченцев к такому сценарию, очевидно, давно готовы. Это их земля, и уходить им отсюда просто некуда.