Хотя на самом деле они, конечно, разные. "Вика чуть более стройная, чем Наташа, - объясняла мама 9-летних двойняшек Татьяна Федорович, - первая - позадористее, повеселее, вторая - такая осмотрительная, задумчивая". Я, посторонний человек, сколько ни старалась, разницы обнаружить не смогла. Девчонки будто специально поменялись местами: грустная Наташа улыбалась во весь рот, а развеселая Вика тихо о чем-то размышляла.
Когда сестры пришли в первый класс, у педагогов были те же сложности. Форма в школе одна на всех, девочки - будто отражение друг друга. Учителя просили одевать им бейджики или хотя бы повязывать банты разного цвета. Зато одноклассники почему-то разобрались быстро.
- Конечно, растить сразу двух грудных детей было трудно, - рассказывает Татьяна Николаевна. - Все надо делать одновременно - и кормить, и на прогулку выводить, большую коляску тащить. Поход в поликлинику выливался в большую проблему. Хорошо, бабушка, моя мама, во всем помогала и помогает. Да и девочки в отличие от других детей (а всего их у нас пятеро) были спокойными. Семья большая, папе одному на всех денег не заработать, поэтому я тоже вышла на работу - тружусь слесарем завода "Бирюса". Но самая главная беда у нас жилищная, все остальные рядом с ней меркнут. Вдевятером (мы с мужем, наши дети и бабушка с дедушкой) ютимся в двухкомнатной квартире. На ночь раскладываем все диваны - и получается один спальный район. А днем дочкам и сыновьям - четверо из них ходят в школу - очень тяжело всем вместе учить уроки.
С 1999 года Федоровичи в Красноярске стоят в социальной очереди на квартиру. Раньше их номер был 352, сейчас - 230. Если дело такими темпами пойдет и дальше, ждать им еще и ждать.
- Мы работаем с разными семьями - многодетными, неполными, - говорит организатор фестиваля и директор Красноярского краевого центра семьи Ирина Чебых, - в том числе занимаемся двойняшками и тройняшками. Сегодня состоялся разговор - и это уже хорошо, потому что раньше о них вообще не вспоминали.
Кто-то по-прежнему ждет помощи от государства, кто-то пытается выкрутиться самостоятельно. Наталья и Андрей Гуменные со своими дочками переехали в Сибирь из Казахстана, живут в Сосновоборске в общежитии. Как вынужденные переселенцы стояли в очереди на жилье десять лет, а потом их и оттуда выкинули. Свободных квартир в городе нет и не будет, строительство не ведется. Они решили приватизировать и продать свои две комнаты (такая возможность есть, дом получил статус жилого, сейчас оформляются документы), затем взять кредит и расширить жизненное пространство.
- Надеемся, что все получится, хотя приходится нам тяжеловато, - рассказывает Наталья Дмитриевна. - Я работаю в бюджетной сфере - зарплата небольшая, муж трудится в фирме пластиковых окон, у него доход тоже не слишком высокий. У девочек не за горами поступление в институт, а по нынешним временам везде надо платить, причем сразу за двоих.
О близнецах Наталья Гуменная мечтала с детства и не слушала "доброжелателей", которые ее переубеждали: у тебя такого быть не может. Просто взяла и родила. И теперь на 14-летних девочек, похожих, как две капли воды, не нарадуется. Света и Ира окончили музыкальную школу, уже 8 лет занимаются танцами и стали почти настоящими артистками - недавно победили в краевом конкурсе. И на фестиваль приехали выступать - отплясывали нечто ковбойское, очень ритмичное и зажигательное.