Главная Культура 00:30 03 Сентября 2021 6645
Как поладить с драконом

Праведники и злодеи Евгения Шварца живы и через 125 лет после рождения того, кто их придумал

Дина Егорова
Жизнь Евгения Шварца не менее драматична, чем сюжеты его сказок-притч. Фото предоставлено ГМИРЛИ им. В. И. Даля

В доме Остроухова в Трубниках (ГМИРЛИ имени В. И. Даля) открылась выставка «Обыкновенный волшебник», посвященная 125-летию со дня рождения Евгения Шварца – драматурга и киносценариста, чьи пьесы и фильмы до сих пор не сходят с подмостков и экранов, а реплики и афоризмы персонажей слились с фольклором: «Какое сказочное свинство», «я не волшебник, я просто учусь»…

Сборники пьес и сказок Шварца были чем-то вроде катехизиса советской интеллигенции, а персонажи, воплощенные в кинематографе звездными актерами – Леоновым, Мироновым, Абдуловым, Янковским, Симоновой (список можно длить долго), казались героями народного эпоса: пошло-циничный министр-администратор, душка-тиран Король с сачком, в халате и короне набекрень, праведный и опасный Ланцелот, романтичный и обидчивый Медведь, бесстрашная и хрупкая Принцесса... Прототипы угадывались безошибочно – они вещали с высоких трибун или сидели за соседним кульманом в НИИ… Большинство образов актуальны и сейчас, хотя, возможно, Шварцу, попади он в наше сегодня, пришлось бы сильно расширить галерею в соответствии с резко возросшим количеством прохиндеев всякого рода.

Выставка в Гослитмузее – оммаж также другу и соратнику Шварца, легендарному режиссеру и художнику Николаю Акимову, с которым они познакомились в самом начале 30-х. Сотрудничество, длившее три десятилетия, определило ярчайшие страницы в истории Ленинградского театра комедии. Акимов был его создателем, Шварц — ведущим драматургом.

Рисунки Акимова и цитаты Шварца составляют основную часть экспозиции: перед глазами зрителя – знакомые с детства Золушка и Мачеха, Голый король и Дракон, Тень и Аннунциата. И афоризмы:

«Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного»...

«Надо будет его съесть. Да, надо, надо. По-моему, сейчас самый подходящий момент. Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекрасные отношения».

«...пришла мода сжигать книги на площадях. В первые три дня сожгли все действительно опасные книги. А мода не прошла. Тогда начали жечь остальные книги без разбора. Теперь книг вовсе нет. Жгут солому».

«Я знал человека необычайной храбрости. Он ходил с ножом на медведей. Один раз пошел на льва с голыми руками… И вот этот человек упал в обморок, толкнув нечаянно тайного советника. Это особый страх».

Особый страх сопровождал и самого драматурга, чей Эзопов язык чудом не обрек его на трагическую участь, постигшую друзей и коллег по Детскому отделу Госиздата – поэтов-обэриутов Александра Введенского, Николая Олейникова, Даниила Хармса.

Выходец из интеллигентски-богемной среды, юнкер, опасный по всем меркам сочинитель почти не имел врагов, пользовался известностью, успехом у женщин, располагал автомобилем, комфортной квартирой в Ленинграде, дачей в писательском поселке Комарове, – биографы считают это настоящим «обыкновенным чудом», случившимся с необыкновенным и несоветским по духу писателем.

¬– Он умер в 1958 году от болезни сердца, и рубцы на этом сердце были несомненным следствием окружающей обстановки, – рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник ГМИРИЛИ имени В. И Даля «Дом Остроухова в Трубниках» Наталья Громова.

Куратора дополняет Виолетта Гудкова, ведущий научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания:

– Классический интеллигент из тех, кому говорят в трамвае «еще и шляпу надел», он не был ни философом, ни психологом, ни социологом, но знал природу человека – не только советского, всякого – потрясающе. Был невероятно требователен к себе. Я читала его дневники и просто ударилась об одну фразу: «Я совсем ничего не сделал за этот год…». Речь о 1943-м, когда он написал «Дракона».

Значительное место на выставке занимают рассказы о Шварце современников и его заметки о друзьях из дневников-мемуаров. Ведь сказочник был связан с важнейшими литературными сообществами, такими как легендарные «Обэриуты» и «Серапионовы братья», дружил с Зощенко, Чуковским, Маршаком.

Рассказывается и о его редакторской службе – с 1925 года Шварц был секретарем журнала «Ленинград», где одной из его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали редкую способность Шварца развивать и дополнять чужие замыслы. Как и многие обэриуты, он писал детские рассказы и стихи. Николай Чуковский вспоминал, что при Детском отделе издавались журналы «Чиж» и «Ёж»: первый – для совсем маленьких, второй – для детей постарше. У Маршака, возглавлявшего весь Детский отдел, руки до этих журналов не всегда доходили, и настоящими хозяевами «Чижа» и «Ежа» оказались Шварц и Олейников. Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, озорных детских изданий. Особенно хорош был «Чиж» – каждый номер блистал уморительными картинками.

Но самое главное, конечно, театр, свидетельства которого остались в эскизах к недетской «Красной Шапочке» в Ленинграском ТЮЗе (в первом действии героиня говорила: «Я волка не боюсь... Я ничего не боюсь» – это 1937 год!), «Принцессе и свинопасу», «Тени», «Дракону», «Обыкновенному чуду» в Театре комедии у великого Акимова. Главная премьера 1940-го «Тень» несколько месяцев собирала аншлаги, прежде чем цензура разглядела сарказм в истории о казненном и воскресшем ученом, отказавшемся подчиняться Тени. Рассказывается и о блистательном дебюте молодого автора из провинции, решительно покорившего литературный Петроград.

Писательница Ольга Форш запечатлела этот момент, «зашифровав» Шварца в персонаже повести «Сумасшедший корабль» по имени Геня Чорн: «Это был «импровизатор-конферансье, обладавший даром легендарного Крысолова, который, как известно, возымел такую власть над ребятами, что, дудя на легкой дудочке, вывел весь их мелкий народ из немецкого города заодно с крысами. Сейчас он вознес римский свой профиль над сценой…».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9375
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7097
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?