Коммунальщики нагло наживались, включая в цены свои бонусы, премии, аренду офисов и даже налоговые платежи вместе с расходами на ремонт автотранспорта.
Всего по итогам прошлого года прокурорские работники зафиксировали в российском ЖКХ более 340 тысяч нарушений. Судя по результатам только что завершившейся проверки, в текущем году надо ждать нового рекорда.
Результаты проверки формирования тарифов на горячее и холодное водоснабжение обещают огласить в апреле, но и предварительных достаточно, чтобы сделать вывод: коммунальщики нагревают не только воду, но и россиян. Так, в Татарстане, Краснодарском и Алтайском краях, Омской и Томской областях они не моргнув глазом включали в тарифы на воду свои годовые и квартальные премии, затраты на ремонт и обслуживание дорогостоящих автомобилей, а также стоимость аренды офисов повышенного комфорта. И граждане годами все это оплачивают из своего кармана.
В Севастополе из тарифа на водоснабжение ревизорам удалось вычеркнуть 10-миллионные расходы на ремонт автотранспорта конторы местного водоканала. В Нижегородской области была прекращена деятельность компании, поставлявшей воду жителям города Выксы по тарифам, завышенным в разы. В Ульяновской области прокурорскую проверку не прошли снабжающие организации, включившие в тарифы собственные налоги. Еще в целом ряде регионов тарифы на водоснабжение населения принимались сотрудниками местных муниципалитетов с явным превышением полномочий.
По правилам функции тарифного регулирования принадлежат региональным властям, исключений нет. Непрямые расходы ресурсоснабжающих организаций не должны включаться в тарифы — и все равно включаются. В результате возникают ситуации, когда в соседних регионах при одном и том же виде генерации тарифы на горячее водоснабжение отличаются в разы.
По словам главы движения «Народный жилищный инспектор» Сергея Крекова, противостоять такому беспределу могут и сами жильцы, будь они повнимательнее. Многие не считают нужным вникать в содержание квитанций и на автомате оплачивают выставленные им счета. А зря! Российская система ЖКХ явно не заслуживает такого доверия.
Еще один популярный способ раздувания коммунальных платежей — привязка расходов не к числу собственников жилья или квартиросъемщиков, а к квадратным метрам. Такой подход особенно несправедлив при исчислении расходов на общедомовые нужды. Получается, владелец трехкомнатной квартиры будет платить за них минимум вдвое больше собственника «однушки», хотя общими помещениями они пользуются одинаково.
Как с этим бороться? Если руководство ТСЖ потратит время на разъяснительную работу с жильцами и добьется от управляющей компании перехода от поквадратной тарификации на подолевую, «коммуналка» может подешеветь на четверть, а то и на треть.
С водой сложнее. Чтобы понять, насколько тариф справедлив, нужно опросить жителей домов в соседних районах и выяснить, сколько за воду платят они. И, если хотя бы в одном из них стоимость услуг заметно дешевле, это может стать поводом для предметного разговора со своей управляющей компанией. Или для обращения в прокуратуру, которая сейчас внимательно следит за ситуацией в ЖКХ и в половине случаев признает претензии граждан к коммунальщикам обоснованными.