Переписывание ценников стало любимым занятием дилеров в начале нынешнего года. Так, например, самые популярные в России иномарки Chevrolet с 1 января прибавили в цене 10-15% (неизменными цены остались только на Trail Blazer и Tahoe). Hyundai повысил цены на весь модельный ряд в среднем на 5-10%. На 5% подорожали автомобили Renault. Уже дважды заявлял о повышении цен Ford - с 1 января на 5%, а с 1 февраля - еще на 4,5%. О повышении также заявили Nissan, Toyota, Land Rover и другие автоконцерны. Но больше всего подорожали китайские автомобили: Great Wall, BYD, Brilliance и FAW прибавили сразу 15-20%.
"Мы вынуждены поднимать цены из-за ослабления рубля и повышения ввозных пошлин на иномарки", - объясняет "Труду" представитель Opel Константин Коростов. Точно так же объясняют причины повышения цен все другие опрошенные "Трудом" автопроизводители.
Цены растут не только на иномарки, но и на отечественные авто. С 26 января на 2,45% выросли отпускные цены на продукцию ВАЗа. Семейство Samara подорожало на 4,5 тыс. рублей, Lada Kalina - на 6 тыс. рублей, Proira - на 10 тыс. рублей. Стоимость Chevrolet Niva, по словам менеджера по связям с общественностью завода "GM АвтоВАЗ" в Тольятти, не менялась с 1 сентября 2008 года и меняться в ближайшее время не будет.
Прошлогодние цены - это надолго
Между тем пока большинство иностранных концернов продает автомобили прошлых лет выпуска - 2007 и 2008 годов. "Автомобили 2009 года доберутся до России не раньше марта-апреля: сначала их надо собрать, затем привезти а на это уходит в среднем три месяца", - поясняет представитель Mazda Маша Магуайр.
Продавать машины 2008 года выпуска дилеры будут, скорее всего, и после апреля. "У некоторых компаний до сих пор не проданы модели 2007 года, - говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. - Что уж говорить о машинах прошлого года: многие концерны рассчитывали на рост рынка и потому произвели и поставили в Россию машин существенно больше, чем в 2007 году". При этом продажи стали снижаться уже в IV квартале. И если в октябре-ноябре снижение спроса на авто было вызвано в первую очередь тем, что банки существенно сократили выдачу кредитов и ужесточили требования к заемщикам (в частности, вырос размер первоначального взноса с 0-10% до 30-50%), то в декабре потенциальные покупатели сами решили отложить приобретение авто из-за неуверенности в работе и зарплате.
Прошлогодние остатки авто на складах у дилеров и производителей в основном реализуют по старым ценам, ведь машины были завезены еще до введения пошлин. Так, например, по ценам 2008 года продаются модели Opel, Range Rover, некоторые модели Volkswagen. У Mazda, Nissan, Renault цены держатся примерно на уровне прошлого года за счет специальных предложений и скидок. Дилеры Audi и Toyota продают авто по собственному курсу, выгодно отличающемуся от официального.
Традиционные зимние спецпредложения позволяют автосалонам мотивировать автолюбителя к покупке. По данным "Автомира", в январе спрос и на новые, и на подержанные авто вырос на 20% - покупатели боятся дальнейшего повышения цен. При этом аналитики планируют в 2009 году 30-40-процентное снижение спроса на новые авто.
Чем дальше, тем дороже
"Цены действительно будут расти, - считает гендиректор агентства "Автостат" Сергей Целиков. - Евро по отношению к рублю укрепился уже более чем на 40%, а европейские автопроизводители увеличили цены только на 5-15%". При этом, по словам эксперта, только повышение ввозных пошлин на автомобили добавляет к цене 7%. "Автопроизводители интертны и не могут оперативно реагировать на малейшие изменения в макроэкономике, - продолжает Целиков. - Думаю, они "подтянут" цены к лету".
Другой точки зрения придерживается Михаил Пак: "Все концерны сейчас проводят спецакции, которыми хотят намекнуть: дальше будет только дороже, - говорит Михаил Пак. - Но спрос на авто по всему миру падает, а это неизбежно приведет к снижению цены". При этом снижение может быть завуалировано очередными скидками, спецпредложениями и пр. По мнению Пака, затраты, связанные с ослаблением рубля и пошлинами, автопроизводители смогут компенсировать за счет снижения цен на нефтепродукты и металлы.
Более существенным может быть снижение цен на бюджетные автомобили иностранных марок, произведенные в России. "Правительство предлагает субсидировать две трети кредитной ставки на покупку авто стоимостью до 350 тыс. рублей, а значит, автопроизводители попытаются приблизить цены на бюджетные авто к этому значению, чтобы увеличить спрос", - говорит Пак. Таким образом могут поступить Ford, Kia, Hyundai.
Вряд ли будут менять цены китайские автопроизводители - Chery, Brilliance и др. Дело в том, что себестоимость китайских авто привязана к юаню, а эта валюта, как и рубль, девальвируется.
Запчасти не по карману
"Снижать цены будут и дилеры, устанавливая собственный выгодный курс валюты", - говорит Пак. У дилеров свой резон: маржа от продаж составляет порядка 5%. А основной заработок приносят сервисные центры и продажа запчастей: на это дилеры накручивают около 40%. При этом каждый третий, купивший машину в салоне, поставит ее на техобслуживание в сервисе, говорит Михаил Пак.
"Как изменятся оптовые цены на запчасти, мы пока не знаем", - говорят в представительстве GM. "Конечные цены на запчасти устанавливает дилер, поэтому изменение предсказать и отследить достаточно сложно", - поясняет Маша Магуайр из Mazda. При этом дилеры наотрез отказываются признаться, на сколько могут подорожать запчасти и сервисные работы.
Фокус "Труда"
Антикризисные меры автопроизводителей
С осени уже работы лишились, по разным оценкам, от 3 до 5 тыс. рабочих автомобильных заводов. Главная причина - падение спроса на автомобили и отсутствие кредитования.
Самый длинные новогодние каникулы у рабочих завода "GM АвтоВАЗ", они продолжаются уже 33 дня.
Средняя зарплата рабочего на заводе ТагАЗ ( производит Hyundai) составляла 15 тыс. руб. Но из-за кризиса урезали все надбавки и премии, поэтому теперь на руки сотрудники получают официальный оклад 3 тыс. рублей.
Только 4 дня в неделю по 6 часов со вчерашнего дня работают сотрудники "АвтоВАЗа". Из-за этого их зарплата сократилась на треть.