Со вчерашнего дня в стране заработала новая версия Гражданского кодекса, в котором появились существенные поправки, защищающие частную жизнь граждан. Каких именно граждан? Судя по всему, тех самых, что заметно устают от несанкционированного внимания к их персоне: депутатов, крупных чиновников, олигархов, ну и немножечко так называемых звезд шоу-бизнеса...
Кстати, все началось именно с февральского похода в Госдуму представителей «звездного» племени. Тогда, если помните, господа Меладзе, Лепс и Михайлов жаловались, что из-за этих папарацци они кушать не могут. Это странно. Все равно как если бы рыба потребовала вытащить ее из воды на берег, подальше от акул пера. Любопытно, чем должны интересоваться фанаты этих мастеров культуры, кроме их бурной личной жизни. Творческими планами? Не смешите...
Ну да дело было вовсе не в ранимых творческих душах. Утерев слезу Стасу Михайлову и Ко, депутаты живо смекнули: новые поправки к ГК помогут им самим закрыться от тех журналистов и блогеров, которые взяли за моду вытаскивать на поверхность всякие малоприятные факты биографий различного начальства вроде наличия зарубежной недвижимости или бизнес-интересов народных избранников. А заодно и исполнительной власти услуга — там ведь тоже приличных и зажиточных людей постоянно дергают щелкоперы всех мастей. И вот в результате появилось оборонительное кольцо по защите «чести, достоинства и деловой репутации» не столько народа, сколько его слуг.
Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев в своем комментарии подчеркивает главное: «То, что сделали депутаты Госдумы, наносит ощутимый вред для всей ситуации в стране, связанной с борьбой с коррупцией». А молодой думский смутьян Дмитрий Гудков даже предложил журналистам и блогерам свои услуги по продвижению персональных данных о коррумпированных чиновниках, поскольку у него пока имеется иммунитет против этого закона.
Не будем с порога отвергать саму идею защиты личного пространства. Вспомним истории, когда нормальных людей травили в интернете, размещая гнусные фотки, вскрывая переписку... Наша частная жизнь действительно мало защищена от вторжения. Но те правила, которые начали действовать со вчерашнего дня, — это явный перебор! Например, цитирую: «Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина».
То есть упаси боже режиссера или писателя создать произведение, где герой чем-то похож на скандально известного депутата или министра — мгновенно попадет под люстрацию!
А возьмите историю экс-министра обороны Сердюкова и его боевой подруги. Сообщение подробностей этого насквозь грязного дела о хищениях на огромные суммы так легко подвести под «вторжение в частную жизнь» несчастного министра! Вот он выходит в носках навстречу следователям, прибывшим с обыском к гражданке Васильевой. Стоп, как не стыдно, это ведь его личное дело, где и с кем ночевать. А вот госпожа Васильева, измученная в ВИП-застенках под домашним арестом, прогуливается по московским бутикам, где цены не для слабонервных... Стоп, это ведь ее личное дело, где затовариваться. Не хотите ли в суд, да не свидетелем, а обвиняемым во вторжении?..
Если покопаться, под каждый газетный материал можно найти соответствующий оградительный «пунктик». Строго говоря, этот закон начисто лишает смысла серьезную журналистскую работу, прежде всего расследовательскую. Греет душу лишь известная мысль, высказанная когда-то бессмертным Салтыковым-Щедриным: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
Впрочем, не надо быть оракулом, чтобы предсказать: уже скоро посыплются иски от тех чиновников и депутатов, которые сочтут любую попытку вытащить на свет их счета, подробности развлечений, приобретений или новоселий наглым покушением на их частную жизнь. И ничем более.
Голос
Станислав Говорухин, режиссер, депутат Госдумы
— Такой закон нужен. Думаю, любому человеку неприятно читать всякую чушь про любовниц, жен, детей. Неприятно, когда вмешиваются в жизнь уже умерших людей. Недавний пример — фильм «Высоцкий», где почти каждое слово — ложь. Мне обидно за нашего выдающегося артиста. Но я не думаю, что этот закон сможет что-то изменить. Все эти фильмы, желтая пресса — ответ на низкие потребности людей. Так что нужно в первую очередь поднимать уровень культуры в обществе.
Другое дело, когда раскрывают информацию о доходах чиновников, олигархов. Это необходимо. Если олигарх устраивает кругосветное путешествие на своей дорогущей яхте и сам выставляет напоказ наворованное богатство, то общество должно знать об этом имуществе и осуждать такое поведение.