Кое-где встревоженные граждане даже выстроились в очереди в МФЦ, чтобы написать запрет на обработку таких материалов. Информация оказалась ложной, но планы властей по созданию единой базы биометрических данных россиян оставляют поводы для беспокойства.
Будущее уже наступило? Многое из того, о чем давно предупреждали фантасты, стало обыденностью. Большой Брат давно видит нас насквозь, миллионы пассажиров оплачивают поездки в столичном метрополитене своим лицом (за прошлый год системой Face Pay воспользовались более 25 млн).
Чтобы оплатить покупки во многих магазинах, уже не нужно ни денег, ни карточек, ни смартфона: достаточно посмотреть в камеру на кассе — и нужная сумма моментально спишется с вашего счета. А в банках для открытия счетов у людей больше не спрашивают паспорт — информационная система автоматически распознает личность по видео.
Все эти «трюки» стали возможными с развитием биометрических технологий — системы распознавания людей по лицу, голосу, роговице глаза, расположению носа, надбровных дуг и прочих отпечатков пальцев. Комбинации этих данных у каждого из нас уникальны и (в теории!) позволяют компьютеру безошибочно идентифицировать человека.
Хотим мы того или нет, но сбор биометрии ведется уже несколько лет. Свои базы успели сформировать МВД, банки и некоторые торговые сети. Общее число записей в них пока относительно невелико, несколько сотен тысяч. В Индии, например, к подобным системам уже подключены более 1,2 млрд жителей, почти все взрослое население страны. Индусы могут без предоставления бумажных документов открыть юридическое лицо, оформить платежное поручение или записаться к врачу. В Китае с помощью биометрии оплачивают налоги, проезд в общественном транспорте и заказывают еду.
Из-за чего у нас возник сыр-бор? По закону, подписанному еще три года назад, до 30 сентября 2023-го все биометрические данные граждан, ранее находившиеся в разных базах, должны отправиться в хранилище Единой биометрической системы, за которую отвечает государство. При этом гражданин может запретить операторам обработку своих данных, написав соответствующее заявление. Сделать это он может в любое время. Но какие-то «активисты» изрядно напугали россиян сообщением, что отказы якобы принимаются до 31 августа. После чего биометрию «молчунов» начнут собирать через камеры банкоматов и уличного видеонаблюдения. Все это, конечно, глупость. Сбор биометрических данных — сложная процедура, для которой нужны особая техника и условия.
Однако опасения граждан не беспочвенны. Да, нам обещают, что информация будет обезличена, передавать ее станут только по защищенным каналам связи, а хранить — в зашифрованном виде. Но мы-то с вами прекрасно знаем, где живем и с какой легкостью в даркнет утекают любые базы данных. По словам специалиста по информационной безопасности Максима Кривошеева, угроза личным данным есть всегда; какой бы надежной ни была защита, ее можно обойти или сломать — вопрос в цене.
Лично меня в этой истории волнует и работоспособность такой системы. За последнее время искусственный интеллект несколько раз предлагал мне оплатить чужие штрафы, для оспаривания которых приходилось ездить даже в другие регионы. А что начнется, когда по цифровым слепкам граждан начнут дистанционно оформлять кредиты?
Вот только биометрического бардака нам не хватало, честное слово!