Со вчерашнего дня, 1 сентября, в российских школах на уроках запрещено использовать мобильные телефоны. Об этом министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил накануне в ходе Общероссийского родительского собрания. Родители пребывают в недоумении, педагоги разделились во мнениях, а школяры, не расстающиеся со смартфонами даже во сне, ищут способы обойти запрет.
Министр Кравцов сослался на личный опыт. По его словам, у дочери, которая нынче отправилась в восьмой класс, телефона не было до 14 лет — «и ничего, от этого хуже учиться не стала».
Получается нестыковка. Свой первый смартфон дочь министра получила лишь в этом году, так что статистики, как владение аппаратом влияет на ее школьные успехи, пока просто нет. А вдруг девочка, получив телефон, начнет учиться еще лучше — подставит отца? В общем, головная боль. И не только в семье министра Кравцова.
Вопрос о том, как школьным администрациям воплотить на практике запрет, остается открытым. Отбирать у учеников смартфоны только на время уроков (пользование аппаратами во время перемен не запрещено)? Так с ног собьешься. С одной стороны, уроки для школьников — это как работа для взрослых. Ни одному работодателю не нравится, когда его персонал вместо исполнения служебных обязанностей начинает «втыкаться» в экраны гаджетов, верно? И тут требование сдать на время урока мобильники учителю выглядит логично. Но очевидно, что во время перемен, которые предназначены для того, чтобы дети пришли в себя и отдохнули, ученики начнут бросаться к своим гаджетам и не отлипать от них до звонка на новый урок.
В родительских чатах многие взрослые (видимо, хорошо зная своих детей) уже предположили, что на стол учителю будут класть дешевые кнопочные модельки. А смартфоны оставлять в карманах.
Отбирать аппараты прямо на входе? Очень сомнительное с точки зрения закона действие: по словам члена совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволода Луховицкого, ранее «были уже прокурорские проверки в разных регионах по жалобам родителей, и прокуратура заявляла, что лишать мобильных телефонов детей незаконно».
Сами педагоги точно не горят желанием отвечать за временно изъятое у школьников имущество, причем недешевое. А есть и те, кто призывает интегрировать смартфоны в образовательный процесс.
В общем, однозначного рецепта нет. Можно, конечно, пожелать педагогам делать уроки настолько интересными, чтобы школьники про гаджеты забыли. Но это из области фантастики.
А как там у них? Да по-разному. Во Франции запрещено приносить в школы любые гаджеты, имеющие выход в интернет. Такой же запрет действует в немецкой Баварии, зато в других землях Германии его нет. В Великобритании решения принимаются в каждом конкретном учебном заведении. В США в одних штатах можно, в других категорически нельзя...
В общем, пока ясно одно: любые запреты, не подкрепленные четкой аргументацией и системой слежения за исполнением, вызывают у людей стремление их нарушить. У молодежи — особенно.