И снова удивил автогонщик Сергей Карякин. Недавно он выиграл «Шелковый путь», где участники ралли по бездорожью преодолели более 5 тысяч километров. Обычно после таких тяжелых испытаний гонщики отдыхают — зализывают раны у себя и своих машин. А тут прошло лишь 11 дней после финиша в Шанхае, как неутомимый екатеринбуржец бросился в новую гонку — престижную двухдневку по лесам Карелии. И здесь на дистанции 442 километра Сергей снова опередил всех соперников, среди которых были и очень сильные, известные за пределами России мастера.
Победный финиш Карякина на Карельском этапе гонок по бездорожью серии Can-Am X Race
— Гонка в Карелии дает прекрасный опыт, который пригодится на «Дакаре» и других международных соревнованиях. Сложность в том, что трасса здесь извилиста, со множеством камней на дороге. Любое превышение скорости грозит пробитым колесом и прочими проблемами. Надо ехать быстро, но очень точно. Кто торопится, рискует закончить гонку на дереве.
— До недавнего времени автомир знал Сергея Карякина как лучшего гонщика на квадроцикле. Вы окончательно пересели на багги?
— Легкий автомобиль для бездорожья — следующая ступень карьеры. В багги совместились интересы мои и моего постоянного напарника Антона Власюка. Он не просто штурман, но имеет успешный опыт гонщика. Мы хорошо знакомы друг с другом с 15 лет. И теперь вот решили, что в паре мы сильнее, чем каждый из нас поодиночке.
Сергей Карякин и его верный штурман Антон Власюк
— Сравните гонки на автомобиле и квадроцикле?
— Физически тяжелее на квадроцикле, а психологически — на багги, потому что здесь у гонщика команда многочисленнее, ею сложнее управлять. А вообще-то я начинал в 13 лет с мопеда. Потом пересел на квадроцикл. А со временем освоил и автомобили.
— Специалисты говорили, что Карякин выиграл «Дакар-2017» за счет превосходства в физподготовке. Это так?
— В наше время в любом из видов гонок соревнуются не только пилоты, но и их команды и техника. И наша команда оказалась готовой лучше по всем компонентам. А квадроцикл в самом деле требует особой физической подготовки, ведь более половины маршрута гонщику приходится проводить стоя, на полусогнутых, работать всем телом по пять и более часов подряд! Так что я усиленно занимался бегом, кроссфитом, где сила сочетается с выносливостью, спортивными играми. Я такие тренировки провожу постоянно, но перед гонками на квадроциклах — в повышенных объемах.
— Года три назад ваш полный тезка шахматист Сергей Карякин говорил «Труду», что вы позитивный и компанейский человек, но ближе сдружиться вам мешает чрезмерная занятость.
— К сожалению, это так. Но мы почувствовали родство душ. В последнее время несколько раз общались в неформальной обстановке. Когда он приезжает в Екатеринбург или я — в Москву, обязательно встречаемся. Но на футбольный матч я с ним не пошел, хотя он приглашал. Просто на это нет времени. Футболом и прочими играми мне гораздо интереснее самому заниматься, чем со стороны смотреть.
— Вы участвуете в ремонте техники или в ее доводке?
— На таких гонках, как сейчас в Карелии, часто приходится менять порванные ремни и пробитые колеса. А при подготовке к ралли наша команда берет стандартную модель, но подвергает ее сильным доработкам. У нас есть конструкторы, инженеры, рабочие высокой квалификации. Если я буду лезть в эти дела, только помешаю. Хотя у меня есть мечта: создать супермашину. Я по образованию инженер-проектировщик, и моя учеба была отнюдь не формальной.
— Во время гонки вы успеваете полюбоваться пейзажами?
— На относительно простых и длинных промежутках мы со штурманом успеваем поболтать и посмотреть вокруг. Сейчас в Карелии этого почти не удавалось. Природа красивая, но трасса представляет собой узкую дорогу через лес со множеством крутых поворотов и неровностей.
— Вы семейный человек, многодетный отец. Не заставляет ли это вас осторожничать?
— Случись что... Я думаю, мои дети сами справятся со всеми трудностями. А если серьезно, тем, у кого есть страх на старте или по ходу гонки, никогда не добиться успеха. Очень важно, что и жена меня поддерживает — сама была неплохой гонщицей, особенно на снегоходах. Там мы и познакомились.
— В последние годы вы часто выигрываете крупные соревнования. А потом следуют фуршеты...
— ...на которых каждый хочет выпить с победителем. Действительно, непростая бывает ситуация — не хочется обидеть невниманием. Ведь мой род деятельности, даже на любительском уровне, несовместим с алкоголем. Но в последнее время мне удается больше делать вид, что пью, чем в самом деле пить. В этом деле тоже важен опыт!