Имя Ренаты Литвиновой в афише — хороший манок для зрителей, ну а когда оно присутствует там многократно, как в случае со спектаклем МХТ имени Чехова «Звезда вашего периода», шансов быть незамеченной у такой постановки нет. Мало того что загадочная дива гламурно-артистического мира — автор пьесы, режиссер и исполнительница главной роли, так она еще и костюмы в сотрудничестве с художником Федором Дьяконовым придумывала.
Столь же универсальной творческой личностью предстает и героиня Литвиновой, написавшая сценарий фильма, в котором мечтает сыграть главную роль. Правда, режиссером она все-таки хочет видеть не себя, а одного из знаменитых постановщиков. Не исключено, что поступи сама актриса таким же образом, театральный результат вышел бы более впечатляющим.
«Звезда вашего периода» рассказывает о 50-летней кинодиве, в прошлом известной актрисе по имени Маргарита Леско (очевидно, в честь двух известных дам «трудной судьбы», описанных Дюма-младшим и аббатом Прево). Она живет в особняке с вальяжным дворецким Отто и женщиной-денщиком Любочкой, расхаживающей по дому в военной форме, с ружьем за плечами и явно находящейся в интимной связи с хозяйкой.
В саду экстравагантной актрисы — целое кладбище домашних животных. На похороны одного из них, павиана, случайно попадает молодой сценарист Миша Мышкин (Павел Табаков), у которого пробило колесо автомобиля около дома звезды. На мгновение молодому человеку кажется, что в гробу совсем не обезьяна, но Маргарита решительно отвлекает его от этого наблюдения и почти насильно оставляет в своем особняке — редактировать написанный ею сценарий. Главная роль в том многотомном труде, разумеется, предназначена самой Леско, мечтающей о триумфальном возвращении в кинематограф.
Киноманы, несомненно, уже вспомнили сюжет фильма 1950 года «Бульвар Сансет». Правда, действие перенесено в постсоветское время, хотя происходящее все равно выглядит как-то по-западному, и даже имена у половины действующих лиц «не наши». Не совсем понятно, почему Маргариту не приглашают больше сниматься. Смотрится Леско восхитительно: харизматична, жесты и улыбка отточены до блеска. Но в то же время она непробиваемо-хладнокровна и жеманно-бесстрастна. Возможно, это присуще богиням, но мешает зрителям сопереживать героине. Вот если бы в Маргарите были настоящие, а не картинные боль, злость, растерянность, негодование, упоение победой (присутствовало же это все в киноперсонажах Литвиновой)...
Финальная сцена заставляет задуматься, к какому, собственно, жанру отнести спектакль. Если перед нами «триллер, драма», как написано в афише, то хотелось бы испытать катарсис и погрустить вместе с тихо сходящей с ума героиней о несбыточных мечтах. Если ироничный гротеск — неплохо бы увидеть на лице Маргариты победоносную усмешку Пиковой Дамы. Но финальный монолог Литвинова читает с налетом слащавости, уже как бы от своего имени напоминая нам, что она — звезда нашего периода. Чтобы, не дай бог, мы о том не позабыли.
С непростой задачей быть партнером Литвиновой неплохо справляется Павел Табаков. Хотя и тут иногда накатывает ощущение, что перед нами не пойманный в ловушку герой пьесы, а сам вполне благополучный Павел. Зрительскую симпатию вызывает надменный по внешности, на самом же деле страдающий из-за любви Отто (Кирилл Трубецкой). А наибольший интерес — странноватая Любочка (Софья Эрнст в весьма неожиданном для нее амплуа). И, конечно, спектакль заметно померк бы без второстепенной, но красочной роли Павла Ващилина, играющего скандального актера фон Слепень Слепунова.