«Фагот» был задуман для показа в интернете, но отборщики Выборгского фестиваля «Окно в Европу» узнали об этом диковинном проекте и пригласили фильм в конкурс, где он произвел фурор. «Фагот» снискал как любовь критиков, которые присудили фильму диплом, так и благожелательное отношение президента фестиваля, продюсера Армена Медведева, который вручил режиссеру Борису Гуцу свой именной приз. А выборгские зрители — те по ходу фильма просто лежали вповалку от смеха. Видимо, случившийся успех подтолкнул автора выпустить «Фагот» в прокат.
Это не первый фильм молодого режиссера, приехавшего в Москву из глубинки. В последние годы он работает в разных жанрах: снимает клипы, рекламу, сериалы, игровое кино. Выпускник Высших режиссерских курсов, ученик Владимира Хотиненко, Борис поначалу пытался искать для своих необычных, провокативных фильмов господдержку, но со временем ему надоело безрезультатно биться головой о стену.
Короткометражку «Твой брат так умеет» он снял на свои деньги. Ее посмотрел в Сети миллион (!) зрителей. Для своего полнометражного дебюта «Арбузные корки» Борис взял в банке кредит, за 6 дней снял кино, отдал его на фестиваль «Движение». Фильм оценил продюсер канала ТНТ Игорь Мишин. «Арбузные корки» показали в телеэфире, что позволило рисковому автору отбить затраты и даже заработать. Так появился на свет независимый режиссер и сам себе продюсер, который не просит подачек от минкульта, а, рискуя своими деньгами, снимает то кино, которое нравится ему самому. В надежде, что оно понравится кому-то еще.
Мне трудно судить о прокатных перспективах фильма с невыигрышным названием «Фагот». Боюсь, не все знают, что есть такой музыкальный инструмент. И мало кто помнит, что в «Мастере и Маргарите» есть персонаж из свиты Воланда с таким именем. Да и сам фильм все-таки не высокобюджетный боевик, а короткая (61 минута), камерная комедия с несколькими персонажами. Не уверен, что у Гуца есть хоть какие-то деньги на продвижение фильма. Тут надежда только на людскую молву, «на сарафан», ибо это один из немногих фильмов в нашем кино, адресно «заточенный» на молодежную аудиторию, которая и составляет основную массу зрителей в кинозалах. Поэтому фильм все-таки имеет, как мне кажется, шансы и на коммерческий успех.
Тем более, что у «Фагота» остроумный сценарий, живые, порой «соленые» диалоги (режиссер признается, что многие из них подслушаны на улице), выразительные актерские работы, отличный звук и виртуозный монтаж. Да и «картинка», несмотря на то, что фильм снят на айфон, ни в чем не уступает изображению, которое обеспечивает профессиональная кинокамера. А по мне, так даже выгодно отличается в лучшую сторону.
Телефоном ведь можно снимать и в узком пространстве ванной комнаты, и в спальне, и в густой толпе, и в движущейся по улицам машине, и в метро, и в церкви, и на стадионе. Все эти локации мы увидим в «Фаготе». Айфон — это легкое, маневренное, мобильное оружие современного режиссера. Не зря параллельно с российским автором фильм на телефон снял знаменитый американский режиссер Стивен Содерберг и представил его в этом году в Берлине. Так что поиски Бориса Гуца находятся в мировом тренде.
По сценарию, который Борис написал сам для себя, главный герой фильма хочет расстаться со своей девушкой (Анастасия Пронина), которую мать парня (блистательная актерская миниатюра Юлии Ауг) называет ведьмой. В девушке Оле с выкрашенными темной помадой губами и густо подведенными глазищами и впрямь временами проглядывает что-то ведьминское — агрессивное, опасное, злое. Не зная, как развязаться с бывшей возлюбленной, герой, которого мы так и не увидим (он все время за кадром, снимает на айфон все, что появляется на экране), начинает советоваться на эту тему уже упоминавшейся мамой, со своим другом, с разведенкой-сестрой, с коллегами по работе. Те разражаются монологами, которые выдают их собственные тревоги, зажимы, страхи, фобии...
В итоге герой придумывает классную, как ему кажется, отмазку: сообщает девушке, что он гей. Та, не очень веря во внезапную смену сексуальной ориентации своего партнера (до того он демонстрировал подвиги на гетеросексуальной ниве), начинает мстить парню, вбрасывая порочащую его репутацию новость в социальные сети. После этого закручивается такой тугой узел взаимоотношений героя со своим окружением (слово «фагот» в переводе с итальянского как раз и обозначает «узел», «связка»), что мама не горюй!
Парадоксальный и острый, смешной и нелицеприятный, хулиганский и свободный, фильм в иронических, саркастических тонах набрасывает портрет определенной части современной городской молодежи, не имеющей твердых моральных принципов, ясного мировоззрения, созидательной энергии. А озабоченной только неизжитыми подростковыми комплексами, дешевым психоанализом, сексом да активным пережевыванием сплетен в социальных сетях. Суровый приговор изнеженному «офисному планктону»? Да. Но и во многом справедливый.
Снятый всего за четыре дня, при минимальном бюджете, «Фагот», помимо прочего, может служить еще и прекрасным примером для одаренных молодых людей, которым не удается пробиться к бесплатным кормушкам Минкультуры и Фонда кино. Без денег фильм, конечно, не снимешь, но в эпоху электронной революции презренные дензнаки решают далеко не все. Важны креатив, энергия, талант. Судьба Бориса Гуца, сумевшего найти свою тропинку в искусстве, как мне кажется, доказывает это. Сам он уверен, что, доживи Тарковский до наших дней, он бы тоже снимал сегодня на айфон...