Объявлены результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!», в котором приняли участие более 12,5 тысячи российских школьников. Среди призов победителям — сертификат на обучение в писательской студии, публикации в литжурнале и даже подготовка сборника рассказов.
О чем же пишут старшеклассники? Как и положено в их возрасте — о дружбе, любви, беспричинной грусти и одиночестве. Впрочем, тут важны не диагноз, а нюансы.
Так, рассказ обладательницы гран-при, 16-летней Даши Серовой из Сыктывкара сразил жюри с первых строчек: «Проснувшись в субботу с утра пораньше, я к своему неудовольствию отметил, что у меня отвалилась нога... Кажется, вечерний поход с Манюней на танцы отменяется».
А дальше герой мастерит деревянную ходулю и отправляется в книжный магазин, где продавец, маленький дед, сам сидит на колченогом табурете о двух ножках...
Дичь? Не совсем. Во всяком случае хармсовские похождения, подписанные псевдонимом Евгений Васин, заслужили высокую оценку писательницы Ольги Славниковой: «Весьма зрелая проза, прекрасно написанный текст», — заметила она, вручая награду.
Хорошей заявкой члены жюри сочли и работу Елизаветы Емельяновой, выходящей в финал уже в третий раз.
«В ее рассказе о монстре, который ни в чем не виноват, стоит отметить бытовую детализацию, — подытожил писатель Олег Швец, награждая Елизавету. — Именно с внимания к деталям, которые другим не заметны, зачастую начинается литература».
Все эти монстры и бытовые фантасмагории занимают юных прозаиков не забавы ради. Это скорее фон, на котором раскрываются вечные темы. Вот, скажем, вполне сосуществующие проблемы: роботизация и одиночество.
Автор рассказа «Ключ потерялся» Алиса Бараненко переносит читателя в офис недалекого будущего, где коммерсант Воскресенский из последних сил старается сосредоточиться на монотонном докладе своего виртуального помощника. Обладательница искусственного интеллекта Эльвира сухо сообщает о достижениях предприятия, не упуская деталей, без единой ошибки и оплошности. Но до чего же унылая картина совершенного производства. Да и сама Эльвира вовсе не девушка-робот с длинными ресницами, а «зависший в воздухе лупоглазый стальной шарик, докладывающий о заказах на поставку биороботов». Будущее, ау, неужто ты и впрямь такое, каким тебя рисуют эти 16-летние?
А бывает, что, прямо как у Гофмана и Андерсена, в предметы вселяется душа, только не в оловянных солдатиков, а в айфоны. Вот читаем у Марии Бац: «Седьмой айфон был уже немолод, но оставался крепким работягой и потому легко переходил из рук в руки, не задерживаясь долго у одного хозяина. Старик на жизнь не обижался и за свое ближайшее будущее не беспокоился — знал, что он еще даст фору самсунгу или какому-нибудь китайскому выскочке».
Вот мнение писательницы и критика Майи Кучерской, возглавлявшей жюри конкурса: «Тематический и жанровый диапазон оказался широк: тут и фантастические, и реалистические, и философские вещи, помогающие взглянуть на сегодняшние реалии и проблемы юным, незамутненным взглядом».
Осторожнее прокомментировал итоги писатель, исследователь, преподаватель литературного мастерства в Литинституте имени Горького Павел Басинский: «Сейчас множатся школы, где детишек и взрослых учат литературному мастерству. Явление модное и в принципе, кажется, хорошее: у тех, кто рано начинает писать, развивается творческое мышление. Но есть и опасность: ребенок возмечтает стать писателем, каковых по определению не может быть много, а вот неудачников на этой ниве пруд пруди. Я придерживаюсь позиции, вероятно, странной для преподавателя литературы: можно научить лепить, рисовать, даже играть на скрипке, а вот писать — нет. Да, можно научить владеть языком, различать жанры, но этого далеко не достаточно, чтобы написать талантливый рассказ или роман. Гайдара писать не учили, он воевал. Лев Толстой и Достоевский тоже не кончали литшкол и институтов...»
Остается только напомнить юным литераторам, что, например, Лермонтов в 15-летнем возрасте не про валящий «градом» снег писал и не про «свистящих» мух, а уже сделал первые наброски своего «Демона».