
Турнир по швейцарской системе, проходивший в Шардже (ОАЭ), закончился победой иранского гроссмейстера Бардии Данешвара (рейтинг 2581, на фото). Точнее, набрав 6,5 из 9, он разделил 1-4-е место с россиянином Володаром Мурзиным (2631), американцем Сэмом Шенклендом (2671) и узбекским шахматистом Шамситдином Вохидовым (2591). Но дополнительные показатели вывели иранца на 1-е место, а остальных расставили в указанном порядке. Ну победил и победил, вроде бы ничего особенного, но если взглянуть на итоговую турнирную таблицу, то за первой четверкой с 5-го по 9-е места расположились подряд пять семисотников. Всего семисотников было девять, шестисотников — 42, общее же количество участвующих гроссмейстеров достигло отметки 80. То есть соревнования на самом деле были исключительно сильными по составу, а иранский шахматист, имевший лишь 50-й стартовый номер, наверняка сыграл, что называется, турнир жизни. Впрочем, ему лишь через месяц исполнится 18, и понятно, что своего «потолка» он еще не достиг.
Что ж, иранская шахматная школа подтвердила свое реноме, ведь в «запасе» у них есть еще Пархам Максудлу и победитель «Аэрофлота Опен 24» Амин Табатабаи. Страшно подумать, насколько сильна была бы сборная Ирана, если бы Алиреза Фируджа в свое время не уехал бы покорять Париж, чтобы стать модельером.
Нашу страну кроме Мурзина на этом турнире представляли еще несколько шахматистов, каждого из которых можно без преувеличения назвать «надеждой российских шахмат». К сожалению, Андрей Есипенко турнир откровенно провалил (4 из 9), а Арсений Нестеров и особенно Владислав Артемьев выступили для себя достаточно скромно. Тем не менее великолепный результат Мурзина и блестящее достижение 13-летнего Ивана Землянского (6 очков), занявшего престижнейшее для такого состава 11-е место и, что главное, выполнившего последнюю, третью гроссмейстерскую норму, в глазах болельщиков все компенсируют. И, наверное, заставят задуматься тех, кто считает, что игроков чемпионского потенциала в России нет. Надеюсь, что никто не собирается списывать и Артемьева с Есипенко, ведь хотя бы на примере Яна Непомнящего можно проследить, что путь к вершинам далеко не всегда идет по прямой. Отметим также очередной успех Леи Гарифуллиной, недавно блестяще сыгравшей в командном чемпионате России. Здесь, в Шардже, она набрала 7 очков из 9 в побочном турнире и опередила нескольких гроссмейстеров-мужчин, поделив 1-2-е места с очень перспективной и сильной индийской шахматисткой Дивьей Дешмух.
Конечно, стоит рассказать об очередном эксперименте, нацеленном, вероятно, на повышение результативности в нашем виде спорта. В Касабланке (Марокко) состоялся небольшой двухкруговой турнир по быстрым шахматам, в котором приняли участие экс-чемпионы мира Магнус Карлсен и Вишванатан Ананд, Хикару Накамура плюс представитель хозяев (в смысле — Африканского континента) египетский гроссмейстер Бассем Амин. Конечно, принятом на турнире запрете предлагать ничьи никого уже не удивить, а вся фишка была в том, что в каждом туре игра начиналась с позиций (кстати, вполне теоретических), предложенных экспертами оргкомитета. Получилось, по-моему, довольно интересно, но подлинную проверку идея должна пройти в классике. Все же для быстрых шахмат проблема «тотальной ничейности» в турнирах со смешанным составом (намекаю лишь на Амина) еще не очень актуальна. Все закончилось, как, в общем-то, и предполагалось. Карлсен с «+3» — первый, Амин с «-4» — последний.
Единственным, кому удалось обыграть египтянина оба раза, стал Накамура, но поражение от Карлсена, да еще белым цветом, не позволило ему бороться за первый приз. Накамура занял 2-е место, опередив на пол-очка Ананда. Великий индийский гроссмейстер, играющий сейчас крайне редко, доказал, что по-прежнему является одним из сильнейших в мире. Очень хочется видеть его за доской почаще. А мы ждем начала летнего шахматного сезона, который по традиции будет очень даже насыщенным.