Помните, каким мемом стала в свое время «яхта Абрамовича»? Она символизировала и шикарную жизнь, и результаты российской приватизации. Яхтой-красавицей восхищались, ее с азартом сравнивали с судами прочих российских олигархов. Хотя были и завистники, клеймившие «яхтсменов», норовящих уплыть от наших бед и проблем куда подальше, в Мировой океан.
И вот яхта Абрамовича куда-то исчезла. Нет, она не утонула. Она, как и раньше, влечет своего владельца по волнам, ремонтируется на британских верфях. Просто корабль перестал так волновать воображение россиян. Не потому ли, что все больше тех, кто позволяет себе отдых под парусами? Другого объяснения не нахожу.
А тут еще, несмотря на кризис в стране и падение пятый год подряд доходов у подавляющего большинства россиян, полку миллионеров с капиталом свыше 50 млн долларов прибыло аж на 700 человек. И вообще все шире круг людей, позволяющих себе атрибуты сладкой жизни.
Конечно, содержать «яхту Абрамовича» даже для них — дело затратное. Куда рациональнее аренда яхты. На это, как выясняется, в прошлом году россияне потратили 15 млрд рублей. Сумма немалая, если учесть, что остальная Россия (включая автобусные поездки в соседний город) напутешествовала в 2018-м на 900 млрд. Интерес соотечественников к яхтному отдыху фиксирует и «Яндекс» — число запросов «аренда яхт» растет год от года на 25%. Тут мы даже опережаем мировой тренд: такой же запрос, но на английском языке, в глобальных поисковиках ежегодно прибавляет лишь 5%.
Этому способствует не только рост благосостояния наиболее удачливых россиян, но и снижение стоимости аренды небольшого парусника — на 3% в год. Недельный тур на яхте в среднем обходится в 6-7 тысяч долларов. А где-нибудь в Греции такой отдых можно организовать и дешевле. Зато какой простор, какие удовольствия! Сколько селфи можно сделать и выложить в соцсети! Вот они, вожделенные статус и крутизна...
По оценкам экспертов, уже сейчас свыше 100 тысяч граждан РФ отправляются на арендованных яхтах в заграничное путешествие. В основном они пользуются иностранными агентами и интернет-сервисами. Но, идя навстречу запросам богатеющих россиян, российский рынок решил осваивать один из крупнейших мировых сервисов аренды судов — испанский Nautral, который предложит россиянам 25 тысяч яхт по всему миру, имеющихся в его базе. Для комфортной жизни Nautral создаст интернет-платформу на русском языке и проведет рекламную кампанию. А там, глядишь, появятся и сервисы для попутчиков, и яхтшеринг.
Не дожидаясь светлого будущего, соотечественники уже дают яхты друг другу попользоваться, покупают все новые. Вот и олигархи начинают делиться ими, в том смысле, что сдают яхты в аренду тем, кто еще не накопил на покупку. Неслучайно же, как фиксируют специалисты и простые наблюдатели с берега, увеличивается число стоянок судов не только на подмосковных водоемах, но и на Черном и Каспийском морях. Россия становится крупной яхтной державой... Дело за малым: позаботиться о том, чтобы расширить круг арендаторов и владельцев. Чтобы не только узкая полоска заморского пляжа, но и бескрайние морские просторы становились доступны все большему числу россиян. И остальные 100 с лишним миллионов почувствовали бы вкус к отдыху под парусом.