- Скажите, Нани, почему из всего вокального многообразия вы выбрали романс? Чем он созвучен вашей душе?
- Я не выбирала - народ, моя публика выбрали. Вначале у меня и в мыслях не было стать исполнительницей романса, да и в то время, когда я начала выступать, романсы были как бы негласно запрещены, видимо, как "отголосок буржуазного прошлого". Но в моей семье романс высоко ценился за утонченность и исповедальность, что его отличают. Наша семья была очень музыкальной - музицировали, пели, в том числе и романсы. Особенно любила этот жанр моя мама. И когда я вышла на сцену, в свои первые концерты я обязательно вставляла хотя бы один или два любимых романса - знаменитую "Калитку", "Живет моя отрада" или "Дорогой длинною". Со временем мой репертуар все больше расширялся - за счет романсов. Знаете, мне это как бы завещала мама. Она сказала: "Деточка, я боюсь, что этот жанр исчезнет. Его надо сберегать..."
Вы спрашиваете, за что я люблю романс. За то, что это голос живой трепетной души. Романс - это очень интимно. И у меня каждый раз есть потребность преподнести его по-разному, в соответствии с состоянием души. Русский романс - это творение гениальное, нигде в мире нет ничего равного по способности создать настроение, воздействовать на душу человека.
- Было время, когда жанр романса действительно почти заглох. А потом началось его возрождение, чему, кстати сказать, способствует и проводимый "Трудом" конкурс "Романсиада", постоянным членом жюри которого являетесь и вы. Чем вы объясняете "возращение романса" в нашу беспокойную, жесткую жизнь?
- Люди устали от "однодневок", потянулись к живому, вечному. Это зов души. Я рада, что и молодежь открыла для себя прелесть романса, правда, пока только классического, а ведь у этого жанра столько разновидностей... Пока среди молодых участников "Романсиады" только единицам по силам петь романсы по-настоящему. У меня в этом вопросе свое особое мнение: считаю, что романс надо петь "необработанным" голосом - иначе он теряет свою "первобытную" свежесть. Поставленный голос и романс, по-моему, плохо сочетаются. Это вообще особый жанр - тут мало иметь голос. Без чуткой души нет романса...
- Главная тема романса - любовь, все ее краски, треволнение. Так что и в нашей беседе не избежать этой темы. Какое место, по-вашему, занимает в жизни любовь?
- Первое. Без нее жизнь бесцветна. Любовь - потрясающее чувство, она дает человеку силу, заряжает творческой энергией, облагораживает, заставляет делать добро. Без любви, если человек так и не познал ее, он обречен на безрадостную жизнь, он чаще болеет, становится нередко злым, завистливым, а зависть съедает душу. Мне жаль этих людей. Тот, кто любит, настроен на добро. И я благодарю Бога за то, что он дал мне счастье любить - и не единожды... Да если бы не было в моей жизни любви, разве я могла бы петь романсы?
- А не кажется ли вам, что любовь сегодня отождествляют с сексом, высокое чувство сводят к плотским утехам. Несмотря на тысячекратное повторение слова "люговь" в современных "хитах", истинное содержание ее в них выхолощено, подменено простым сексуальным партнерством. Согласны?
- Полностью. Меня это глубоко возмущает, потому что подается на потребу невзыскательной публике. Да, секс - одна из составляющих любви, без него любовь пресна, как харчо без соли и перца. Но не надо забывать, что любовь - чувство многогранное, куда более богатое, чем сексуальное влечение. В ней есть некая тайна. Секс - это физиология, а любовь - это душа. Меня оскорбляет, когда люди "любят" друг друга напоказ - стоят на улице и "тискаются", дают волю рукам, наплевав на тех, кто рядом, и кому неприятно смотреть на эту демонстративную "животность"...
- Но такую же распущенность допускают и некоторые юные музыкальные дарования - бескомплексные "звездочки" типа "Тату" или новомодной группы с шокирующим бесстыдным названием - "Мин нет". Что скажете о них?
- Когда я слышу или вижу нечто подобное, у меня иногда возникает такое чувство, что мир рушится. Во всяком случае, в свой мир, в свой дом я эту заразу не допущу - я в своих внуках уверена, к ним это не пристанет, у них на подобное - иммунитет.
- Расскажите, кстати, о вашей семье.
- Семья у нас очень дружная: я, дочка, ее муж и трое внуков. Дочь Эка, по мужу Мамаладзе - известная в Грузии певица. Старшему внуку Левону 24 года, он стоматолог, сейчас практикует в Москве. Другой внук Георгий живет в Тбилиси, архитектор, говорят - талантливый, сейчас учится в художественной академии, Ну а младшей внучке Наташе еще только 11 лет. Очень одарена музыкально - и на рояле играет, даже с оркестром выступала, и поет - пока для себя, но я бы хотела, чтобы она занялась пением всерьез - у нее красивый высокий голос, может, как прабабушка, станет оперной певицей. Поживем - увидим.
- Недавно в одном телешоу, посвященном делам семейным, я услышала, что вы - образцовая теща...
- Ну так уж и образцовая. Просто теща, у которой замечательный зять. По профессии он биолог, но исключительно разносторонний человек, знает несколько языков, эрудит, и мы с ним отлично ладим - с таким зятем легко найти общий язык. Так что в этом смысле я - не типичная теща...
- А что, внуки ваши - неужели называют вас бабушкой?
- Да что вы, конечно нет. Они зовут меня, как все, - Нани.
- Нани, вы элегантны, ваше поведение и на сцене, и в жизни удивительно женственно, ваша одежда романтична. Хочу спросить: насколько для вас важна красота?
- Знаете, красота - понятие растяжимое. Бывает так: и нос на месте, и лоб высокий, и волосы густые - все вроде бы красиво, а красоты нет, нет отражения внутренней жизни в глазах, нет обаяния, изюминки. Злые люди не могут быть обаятельными. Даже если они красивы, от них идет холод. А возьмите, например, Инну Чурикову - это мой кумир. Вроде бы и черты лица - не классические, и нет того, чтобы "носик, ротик, оборотик" - а сколько красоты, какая стать, какое обаяние... Или актриса старшего поколения - Татьяна Окуневская. Ведь до старости "несла" свою красоту, сохранила ее, несмотря на все испытания, которые на ее долю выпали. Гордая, полная жизни, удивительно женственная и обаятельная, настоящая русская красавица...
Конечно, каждой женщине хочется как можно дольше сохранить отпущенную ей Богом красоту. И я не осуждаю тех, которые с возрастом делают подтяжки и прочие косметические фокусы. Но тут надо знать меру. Одна моя знакомая "совершенствовала" себя до того, что стала неузнаваемой. Встречаю ее, она меня окликает, а я в недоумении: кто это? Потом ахаю: "Ой, это ты?.." До такой степени истязать себя не стоит. Но следить за собой, холить себя и нежить необходимо, и я это делаю. Приятно чувствовать, что ты - "еще ничего", видеть себя в зеркале без горечи, получать комплименты. Я же женщина, и ничто женское мне не чуждо.
- А мужчины? Как вы относитесь к ним?
- К мужчине - другие требования. Ум, воля, мужественность и доброта - вот его красота. Конечно, когда настоящий мужчина рядом с тобой - это прекрасно. Но именно - настоящий, а не лишь бы какой. Мне в этом смысле, наверное, везло: мужчины всегда относились ко мне по-рыцарски, уважительно, даже своеобразный культ создавали. И отношения с ними на протяжении всей моей жизни были безупречными.
- Хотя вы, насколько я знаю, далеки от политики, но в наше время вовсе отгородиться от нее невозможно, и наверняка у вас есть свой взгляд на ту "трещину", которая возникла последнее время между нашими, теперь уже разными, странами - Россией и Грузией. Не так ли?
- Я это очень болезненно переживаю, но хочу немного уточнить: между нашими странами, но не между нашими народами, и это обнадеживает. Люди, народ тут ни при чем. Всегда политика и политики портят отношения между народами, а люди от этого страдают. Наши народы, можно сказать, - родственники. У русских и грузин много общего: и религия, и традиции, и культура, и сердечная доброта, и та самая душа, о которой мы здесь с вами говорили. Русские и грузины одинаковы в любви: уж если полюбят, то до конца, беззаветно, всей душой, если подружатся, то накрепко. Нас связывает вековая дружба, а этого так просто со счетов не сбросишь. Самой судьбой, самим Богом нам завещано быть вместе. И я надеюсь, что "трещина" между нашими странами - это явление временное и что лава истории унесет все плохое, останется то, что было и что будет всегда.
- Я знаю, что вы живете попеременно то в Тбилиси, то в Москве. Полагаю, что вас с Россией связывают не только узы "родства" наших народов, но и конкретные люди, которые вам дороги и дружба с которыми настолько крепка, что ее не разорвать никакими политическими разногласиями. Ведь так?
- Друзей в России у меня так много, что боюсь их перечислять - не дай Бог, забуду упомянуть кого-то - обижу ненароком. Скажу только, что эта дружба дает мне много тепла, сглаживает ту ностальгию, которую я испытываю. Я гораздо больше времени провожу в Москве, чем в Тбилиси. Здесь я работаю, там - отдыхаю. Родина у меня одна - обожаемая моя Грузия. Там мои корни, исток моей жизни. Но и Россию я люблю сердцем и пою свои романсы по-русски.