На вопросы отвечает Мария Архипова (Баст), адвокат, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека.
— Ехал в маршрутке, оплатил проезд банковской картой, потом заметил, что с меня списана двойная сумма. Доказать водителю ничего не удалось, хотя информация о списании пришла на мой телефонный номер. Однако водитель ничего даже слушать не стал. Как вернуть двойное списание и пожаловаться на недобросовестного водителя?
Евгений Николаевич Ш., Московская область
— Практически у всех транспортных компаний есть телефон горячей линии, куда можно позвонить и оставить сообщение о произошедшем, проинформировав о конкретном рейсе и о водителе, указав дату и время поездки. Сумма списания невелика для компании, и возврат в подобных случаях происходит, как правило, по заявлению. Если же обратной связи нет или решить проблему разговором не удалось, то пассажиру нужно направить письменную претензию в адрес юридического лица. В течение 30 дней компания обязана ему ответить. В случае если и после досудебной претензии дело не разрешится в пользу пассажира, нужно обращаться в суд. В судебном порядке можно будет взыскать не только лишнюю списанную сумму, но и штраф и компенсацию за пользование чужими денежными средствами.
— Работаю продавцом в магазине. К нам нередко приходят посетители с собачками на руках. Одна такая собачка обошлась работникам магазина в 20 тысяч рублей — на эту сумму пес, вырвавшись от хозяйки, побил стеклянных банок с консервами. С нас, работников, владельцем была взыскана эта сумма: дескать, мы виноваты, не уследили... Как нам восстановить справедливость?
Анна Игоревна М., Владимирская область
— С одной стороны, выкладка товара — это зона ответственности продавца, сотрудника магазина, который отвечает за эту работу. И в случае если покупатель, потянувшийся за товаром, вызвал обвал банок, — это вина сотрудника магазина. Однако в вашем случае дело обстоит иначе. Все произошло по вине не продавца, а хозяина собаки. Покупатель пришел в магазин с животным, и ответственность за четвероногого друга несет его хозяин. Поэтому штраф за урон магазину должен быть переадресован именно ему.
— Ребенок пошел в школу в 5-й класс. В начале учебного года администрация школы собрала с родителей по тысяче рублей, к концу сентября — еще по 4 тысячи. В классе 30 человек, так что сумма выходит немаленькая. Как нам сказали, так формируется фонд на неотложные нужды. Но какие именно, не объяснили. На походы школьников в театры и кино деньги собираются с родителей отдельно. Как узнать, куда действительно идут эти собранные средства и насколько законна подобная практика?
Георгий Андреевич В., Красноярский край
— Прежде всего постарайтесь уточнить детали. Узнайте, приобретаются ли какие-то предметы и учебные пособия, которые используются на уроках. Разговор с учителем и завучем может внести ясность, особенно если вопрос по поводу сборов денег интересует многих родителей. Если на уровне школы не удается выяснить цели такой «складчины», обращайтесь с просьбой о проведении проверки в департамент образования вашего региона и в прокуратуру.