
Плохая новость для водителей, совершивших мелкое ДТП: автоподставщики, ранее вымогавшие деньги в основном у страховых компаний, переключились на рядовых автолюбителей. Причем последние самостоятельно, без юридической помощи, зачастую не в силах отстоять свои права и проигрывают суды.
Все дело в том, что существуют разные методики оценки ущерба после ДТП. Первая действует в рамках закона об автогражданке, и там сумма страховой выплаты рассчитывается с учетом коэффициента износа машины. Проще говоря, для владельцев автомобилей старше восьми лет ОСАГО в лучшем случае покроет ремонт неоригинальными или бывшими в употреблении деталями.
Но существует и вторая, по назначенной судом экспертизе. Тут размеры компенсаций по сравнению с выплатами по ОСАГО могут отличаться в разы.
По словам адвоката Сергея Радько, законодательные разночтения стали лазейкой для так называемых аварийных комиссаров, специализирующихся на договорах цессии (то есть передачи права требования). «Показательно, что формально иски предъявляются в рамках правового поля, — говорит наш эксперт. — Но еще в прошлом году они взыскивали ущерб через суд в основном со страховщиков, обслуживающих транспортные компании. Сегодня очередь дошла до физических лиц».
Почему так произошло? А просто бизнес придумал, как выйти из-под удара. Стратегией защиты от завышенных требований со стороны автоподставщиков стало максимальное затягивание дел. В результате КПД таких процессов интерес для мошенников резко снизился. Время дороже. А вот простым гражданам, виновникам даже самых незначительных ДТП, сейчас не позавидуешь. В подавляющем большинстве случаев люди пытаются защищать себя сами, совершают процессуальные ошибки, чем профессиональные взыскатели с удовольствием и пользуются.
Одна из таких историй произошла с жительницей Москвы Татьяной К. Выезжая со стоянки у торгового центра, она зацепила неудачно припаркованную рядом машину и повредила бампер. Женщина осталась на месте ДТП, дождалась второго водителя и договорилась об урегулировании инцидента на месте. По обоюдному согласию ущерб был оценен в 15 тысыяч рублей, которые были незамедлительно выплачены.
Однако на этом история не закончилась. Через пару недель пострадавшая сторона посчитала, что сумма компенсации слишком мала. И продала право требования компенсации знакомому юристу. А тот — через несколько месяцев после ДТП — обратился в суд с иском о возмещении ущерба в размере уже 170 тысяч рублей!
Таких историй в юридической практике, к сожалению, становится все больше. И что печальнее всего: эффективного способа противодействия этой схеме отъема денег у населения на данный момент нет. Виновники даже самых незначительных аварий, попавшие на ушлых комиссаров, будут выплачивать автоподставщикам огромные компенсации. Если, конечно, не позаботятся получить квалифицированную юридическую помощь. И чем раньше, тем это будет дешевле. Такой вот парадокс...