- Максим Анатольевич, насколько обоснованы "исторические требования" прибалтов?
- Принцип нерушимости послевоенных границ, закрепленный в 1975 году Хельсинкским соглашением, стараются соблюдать все страны Европы. Иначе многие государства окажутся в нелепейшей ситуации. Скажем, Польша должна будет вернуть Германии Данциг (Гданьск), а Литва возвратить Польше... свою столицу - Вильнюс и весь Виленский край. Поэтому территориальные претензии политиков Латвии и Эстонии к нашей стране в принципе абсурдны и бесперспективны. И там отлично понимают, что никаких территориальных уступок в одностороннем порядке Россия не сделает. Вспомните, что сказал без дипломатических тонкостей наш президент: "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши". Безвозмездная передача значительной части Псковской области с точки зрения геополитики - просто несмешной анекдот. Даже мировой гигант - Япония - не может добиться от нас передачи четырех островков Курильской гряды, хотя и обещает в обмен за это огромные экономические и стратегические блага и компенсации.
- Тогда к чему сыр-бор? Что, некоторые прибалтийские лидеры хотят повысить свой мировой статус по описанному Крыловым способу - о Моське, которая лает на слона?
- Параллели с Моськой имеют смысл. Как сказал один латвийский политик: "Кто в мире знал о Латвии, пока она не стала наезжать на Россию?" Не исключено, что когда "моськи" поймут безнадежность атак на нашу страну, они переключатся на Польшу или Германию. Не корысти ради, а чтобы быть на слуху у мировых информагентств. Это комплекс тех политиков, которые считают себя обиженными. Он присущ многим вновь образованным государствам. Лечится временем...
- Россия последовательна в принципе нерушимости границ. Но некоторые наши политики и политологи призывают начать "собирание земель".
- Россия - страна, во-первых, большая, а во-вторых, участвующая в решении глобальных проблем. Статус мировой державы не позволяет нам лицо терять, быть "полупроводниками" в вопросах нерушимости границ. Да, Хрущев с Крымом поступил совершенно по-идиотски. Но мы же не хотим маленькой победоносной войны с братьями-украинцами? А если примем Абхазию и Южную Осетию - погрязнем в пограничных разборках с Грузией. Из-за таких вот локальных дрязг Россию перестанут воспринимать всерьез и в итоге будут отлучать от участия в общемировых проектах.
А вообще-то крупные державы решают многие вопросы на моральном уровне - давят авторитетом. Кто осмелится сегодня предъявить территориальный счет, например, США, приумножавшим свои территории откровенно ковбойскими методами? А поначалу - в XIX веке - мексиканцы пытались, форт Аламо захватывали... Но Техас и ныне там, в смысле - в США. Вот когда мы восстановим международный авторитет в мировом сообществе, то небольшим соседним странам просто смысла не будет возбуждать себя антироссийскими декларациями - их никто не услышит. Или сделают вид, что не услышали.