Основой для суперэкономичного автомобиля станет Lada Kalina. Эту машину будет отличать новый кузов, простой дизайн, "облегченный" интерьер и другая комплектующая база. Стоить она будет 200 тысяч рублей, но на заводе сейчас думают, как удешевить ее еще на 10% - до 180 тысяч рублей. Название модели еще не придумали. В продажу новинка поступит не раньше 2011 года.
Чтобы добиться низкой себестоимости, производители обтянут салон дерматином, поставят колеса малого диаметра и малолитражные двигатели. Только на кондиционерах и электроусилителе руля можно сэкономить от 45 тысяч рублей. Также для удешевления используют пластмассовые элементы. Так, например, поступают компании Renault или Peugeot: "лепят" к машине пластмассовые крылья ценой в 2 тысячи рублей.
Эксперты "Труда" усомнились, что на будущем супердешевом авто можно будет ездить, не опасаясь за собственную жизнь. "Создать одновременно дешевое и качественное авто практически невозможно, - делится сомнениями автомобильный эксперт Василий Ефремов. - Из-за дешевизны в машине, скорее всего, будут отсутствовать не только детали, придающие комфорт салону, но и подушки безопасности со складывающимся рулевым валом". Ездить на такой машине - все равно что, допустим, в холодильнике: никаких гарантий выживания при аварии. "Участие даже в маленьком ДТП может привести к трагическим последствиям", - говорит Ефремов. Российское законодательство не предусматривает прохождение автомобилем краш-тестов на безопасность. Жизнь и здоровье пассажиров остается на совести автопроизводителей.
Похожий автомобиль в прошлом году выпустила индийская компания Tata Motors. Эта машина - самая дешевая в мире, стоит всего 5 тысяч долларов. Малолитражка One Lakh обладает пятиместным салоном и двигателем объемом 0,6 литра.
Проверка
Машины тесты не сдают
Качество и безопасность российских автомобилей проверяют только на заводе-производителе, после чего авто поступают в продажу. "Официально такого понятия, как безопасность российского автомобиля, не существует. Нет ни параметров, ни требований к машинам, утвержденных на государственном уровне, - говорит автомобильный эксперт Василий Ефремов. - Краш-тесты русских автоновинок по европейской системе тестирования делают только журналы "За рулем" и "Авторевю".
Краш-тесты нужны для того, чтобы выяснить уровень повреждений, которые могут получить участники ДТП. В машину помещают манекен, оборудованный датчиками. Автомобиль разгоняют с помощью внешнего мотора до скорости, которая интересна исследователям (например, до 60 км/ч - именно до этой скорости успевают затормозить машины на дорогах перед столкновением), а потом направляют на бетонный блок. За повреждения, полученные манекеном во время столкновения, снимаются баллы. По сумме баллов определяется степень безопасности автомобиля.
В Европе популярные модели тестируются организацией EuroNCAP, которая действует в интересах правительства. В США тестирует US NCAP, в Японии - Japanese NCAP, в Германии - издание Auto, Motor und Sport.