Похоже, наших детей ждут новые реформы в образовании. Сократим время обучения в школах и вузах, а обязательный в младших классах иностранный язык отменим в пользу сборки-разборки автомата Калашникова.
В школе бурятского поселка Багдарин открылся полицейский класс для второклассников — с заключением договоров с полицией, Росгвардией и ФСИН. «С малых лет будем прививать любовь к Родине и взращивать кадры для силовых структур», — объявила директор школы Надежда Загдаева. Хотя тем самым, возможно, вступила в конфликт с республиканским руководством, усилиями которого растет число бюджетных мест в вузах Бурятии. В нынешнем году половина выпускников местных школ могли бесплатно получать высшее образование, не выезжая за пределы республики. А ведь в вузах нет ни строевой подготовки, ни даже учебных стрельб. Пока нет.
Тем временем экс-министр культуры, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский предложил ради ранней профессиональной ориентации подростков сократить сроки образования в школах и вузах. «Одиннадцать лет — непозволительная роскошь, будто мы живем с вами в XIX веке», — заявил доктор исторических наук, в свое время отучившийся в престижном МГИМО. И получил бурную поддержку (возможно, из-за своей дополнительной должности помощника президента РФ: а вдруг это инициатива сверху?).
А в Минобрнауки всерьез обсуждается отмена для абитуриентов, поступающих на такие специальности, как экономика, менеджмент и даже бизнес-информатика, экзамена по иностранному языку (подавляющее большинство сдают английский). Аргумент? «Научную и бизнес-информацию можно узнавать с помощью систем автоматического перевода, которые стали гораздо качественнее в последние годы». А общаться с иностранцами совсем необязательно: можно такого наслушаться и наговорить, что... В общем, вы понимаете.
Хотя еще Гете говорил: «Кто не знает иностранных языков, не имеет понятия о своем собственном». Но тогда был аж ХVIII век. А почти век спустя Владимир Ульянов изучал 11 языков, что ему не помешало совершить великие потрясения. Но теперь уже предложенный министерством пилотный проект по изменению уровней профессионального образования пытается ограничить базовое высшее образование сроком от четырех лет, а специализированное — от года до трех. И есть опасность, что новые программы могут быть созданы с применением «принципа импортозамещения».
Три года назад президент РАН Александр Сергеев заявлял на молодежном научном форуме, что качество подготовки выпускников российских вузов продолжает падать и игнорировать это больше нельзя. По словам ученого, когда у университетов спрашивают о причинах, те кивают на школы: «Вы знаете, кто оттуда приходит? Им впору для начала таблицу умножения учить».
По числу выданных дипломов о высшем образовании РФ уверенно обходит большинство развитых стран, в том числе США, Великобританию и Германию. Однако специалисты знают: отчетные цифры — откровенно дутые. О том, что и в школьном, и в высшем образовании есть проблемы и их нужно решать, публично говорят многие, включая министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Но о сокращении и даже переориентации процесса обучения молодежи на военно-патриотический лад речь пошла впервые.
К чему придем?