В среду к Международной космической станции отправился «Союз МС-15» с очередным экипажем. Командир корабля — наш Олег Скрипочка, это его третий полет, у него за плечами почти год работы на орбите. И два новичка: американка Джессика Меир и участник восьмисуточной экспедиции посещения Хаззаа аль-Мансури, первый космонавт из Объединенных Арабских Эмиратов. Но самой громкой, обсуждаемой в мировых СМИ «космической» темой остается скандальное высказывание главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина по поводу пресловутой дыры в обшивке.
Отвечая в Санкт-Петербурге на вопросы участников научно-практической конференции «Орбита молодежи», Рогозин сообщил, что интригующая тайна появления в бытовом отсеке корабля «Союз МС-09» загадочной дыры в августе прошлого года уже не тайна. «Что случилось, нам все понятно, но мы вам ничего не расскажем. Должна же быть какая-то тайна у нас».
Это несколько игривое высказывание вызвало взрыв. На Западе журналисты всполошились: русские все знают, а нам, партнерам по МКС, не говорят! А ведь это важнейшие сведения, имеющие прямое отношение к безопасности полетов. Да и Роскосмос обещал держать американских специалистов в курсе расследования...
Репортер газеты Houston Chronicle прямо спросил главу NASA Джима Брайденстайна, что известно о пресловутой дыре? «Они ничего мне не сказали», — признался Брайденстайн.
До этого у многих россиян из-за утечек информации создавалось впечатление, что в этой истории может быть замешана американская астронавтка Серина Ауньон-Чанселлор. У Серины, находившейся прошлым летом на МКС, обнаружили во время очередного обследования тромб в сосуде в районе шеи. Возможно, так оно и было. А дальше возникла легенда. Мол, после обнаружения тромба американка испугалась, проникла в туалет на российском сегменте и пробурила отверстие. Чтобы началась утечка воздуха, и тогда экипаж отправят на Землю...
Хотя на самом деле экстренная посадка с перегрузками могла убить Серину. Врачи приняли правильное решение. Астронавтка стала принимать таблетки, и тромб со временем рассосался. В итоге все завершилось хорошо. А легенда продолжает гулять...
Как бы то ни было, многие считали, что Роскосмос и NASA здесь тесно контактируют. Сам Рогозин в мае сообщил, что есть «договоренности с NASA о неразглашении этой информации». Выходило, есть что не разглашать. И вдруг гром среди ясного неба: «русские ничего не сказали».
Вот некоторые цитаты из западных СМИ: английская Express.co.uk: «NASA требует ответов от российских коллег, предупреждая, что, если информация не будет опуб-ликована, отношения между США и Россией могут сделать огромный шаг назад». HoustonChronicle.com: «Российское космическое агентство отказывается объяснять, как появилась дыра, которая угрожала Международной космической станции, хотя официальные лица заявили, что знают ответ».
А вот еще. Newsweek: «После этого заявления администратор NASA Джим Брайденстайн сказал американским журналистам, что он планирует напрямую поговорить с Рогозиным». BGR, одно из крупных американских интернет-изданий: «После месяцев молчания руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин говорит, что знает, как это произошло, но NASA никогда не узнает. Это странное положение дел, которое подчеркивает странную напряженность, которая накапливается между NASA и российским космическим агентством в течение некоторого времени... Страна давно демонстрирует полную неспособность признать, что что-то идет не по плану».
Цитировать можно долго. Глава Роскосмоса поднял такую волну, что не реагировать на негативные отклики уже невозможно. За спасение ситуации взялась пресс-служба Роскосмоса, которая через наши СМИ сообщила: расследование появления отверстия еще не завершено, Роскосмос ждет информацию от следственных органов. Как только получит ее, так и обнародует. И, конечно же, сообщит агентству NASA. А Рогозин, отвечая на вопрос, имел в виду внутренние данные Роскосмоса, которые до официального завершения расследования раскрывать нельзя...
Несколько неуклюже, вы не находите? Да и где гарантия, что тайна с дыркой откроется? В принципе, следствие может продолжаться годами. Так надо ли было господину Рогозину поднимать волну в этой и без того мутной истории?
— Вообще-то государственный деятель обязан взвешивать свои слова и предвидеть их последствия, это аксиома, — прокомментировал один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Социалистического Труда Борис БАЛЬМОНТ. — А Дмитрий Олегович, похоже, сначала говорит, а потом, может быть, думает. Вспомним хотя бы пресловутый батут... Такой легковесный подход оборачивается неприятными последствиями. Вообще-то надо решить для себя: мы хотим сотрудничать с американцами в космической сфере (а я убежден, что это в интересах страны) или нам это ни к чему? А если хотим, зачем на пустом месте создавать напряженность между космическими агентствами? Если действительно все понятно в истории с отверстием в корабле, то в конфиденциальном порядке можно было бы обсудить это с NASA. А не наводить тень на плетень.