
Улица, ныне носящая имя художника Репина, в далеком 1720 году была дорогой для подвоза дров к домам, чьи фасады выходили на 1-ю линию Васильевского острова. Во времена Петра I здесь селились приглашенные Петром I ремесленники из Европы, потом жили Ломоносов, Васнецов, Достоевский, Жженов и другие не последние граждане города на Неве. Непарадный, заповедный Петербург, где время словно остановилось, был любимой сценической площадкой, где снимались многие известные наши артисты — от Ролана Быкова до Константина Хабенского. Но уже четвертый год по этой улице нельзя пройти без риска подвернуть ногу...
Издревле эта узкая улочка называлась Песочным, или Песчаным, переулком. Что справедливо, поскольку до сих пор уклон в сторону Невы своей некогда песчаной гривой выходит к Румянцевскому саду возле Академии художеств. В нем-то все и дело, в этом уклоне. На улице Репина, одной из немногих в Петербурге, где на проезжей части сохранилось мощение, взялись капитально ремонтировать дорогу. В результате не только с уклоном не справились, но и брусчатка стала короче. Вместо старинного камня появился современный, да еще местами замененный дешевой плиткой. И сточные воды стали заливать подвалы домов в той части улицы, где прошел ремонт — между Большим и Средним проспектом.
Местные жители оценили масштаб бедствия и забили тревогу. Их поддержал депутат Заксобрания Алексей Ковалев, призвавший на помощь вице-губернатора Игоря Албина. Тот провел выездное совещание на улице Репина с участием ООО «Дормет», которого обязал восстановить историческое мощение, гидроизоляцию фундаментов жилых домов и водоотведение, поскольку дорога находится на гарантии упомянутого подрядчика.
«Надо разобраться, какую гидроизоляцию применяли по отношению к фундаментам, — деликатно говорил Игорь Албин участникам совещания. — Потому что подрядчик не помнит, какая она и была ли вообще...»
Дело было осенью 2015 года. С тех пор подрядчик дорогу вроде бы переделал, но лучше не стало. Наоборот. Стало больше похоже на «акт вандализма», как выразились в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), комиссия которого снова выезжала на место с проверкой. Ну не умеют гастарбайтеры укладывать брусчатку так, как это делали в царском Санкт-Петербурге или в советском Ленинграде — хоть убей, не умеют! Это вовсе не означает, что таких мастеров у нас не осталось. Они есть, просто их не нашлось в «Дормете», который, между прочим, получил за откровенную халтуру 48 млн рублей. И как только работы были закончены, петербуржцы снова начали писать жалобы на неудовлетворительное состояние брусчатки.
«Неужели так сложно сделать такую работу, какую делали наши прадеды? — удивляется Елена, живущая на улице Репина с детства. — Сохранить рисунок брусчатки — полукругом. Он красивый и покатый, поэтому покрытие выполняло еще и защитную функцию, чтобы вода попадала в водостоки. И старый камень следовало сохранить, а не покупать взамен тот, что дешевле. В конце концов, бесконечные ремонты и «работа над ошибками» обойдутся городу куда дороже, чем копеечная экономия. Да и улица должна сохранить свой исторический облик...»
«Новый камень вообще не подходит по размеру, — возмущается сосед Михаил. — Эти так называемые дорожники не смогли даже уложить брусчатку. А часть булыжников в процессе ремонта исчезла бесследно. Руки бы вырвать этим мастерам, а начальников, подписывающих акт о приемке, надо сажать».
Такие вот замечания и пожелания от рядовых питерцев, к которым стоило бы прислушаться — тем более в свете новых указаний из Москвы реагировать на сигналы граждан. Подрядная организация ООО «Дормет» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, как сообщал «Интерфакс», ворочала миллиардными средствами по госконтрактам и стала одной из самых быстрорастущих компаний в стране. Но в 2018 году после ряда скандалов Комитет по строительству Санкт-Петербурга прервал свои отношения с подрядчиком, который умудрился еще и устроить коммунальную аварию в Сестрорецке, повредив в 20-градусный мороз подземный газопровод. Предприятие, которое недавно гордо именовалось «локомотивом городской экономики», теперь находится в стадии ликвидации.
А как же улица Репина? Как же гарантии по ремонту исторической брусчатки в уникальном уголке старого Петербурга? Да никак! Деньги из казны получены, дорожное покрытие испорчено. Заказчик работ, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства», попал под уголовное преследование «по факту хищения денежных средств при реализации проектов транспортной инфраструктуры». Но кому от этого легче? Уж точно не петербуржцам и гостям города на Неве.
Депутат Алексей Ковалев обратился к начальнику Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области А.Б. Родионову. Грозное ведомство расследует это хищение. Цитирую: «Принимая во внимание широкий общественный резонанс и возмущение жителей Васильевского острова, прошу вас приобщить к материалам данного уголовного дела настоящую информацию. В 2015 году СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» был проведен конкурс на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта «улица Репина от Среднего пр. до Румянцевской площади». Данные работы произведены некачественно. После моего вмешательства в связи с многочисленными жалобами жителей в 2015-2016 годах по поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина работы на объекте переделывались заново. Однако после прошедшей зимы улица вновь пришла в негодность. Сохранение исторического мощения проезжей части диабазом и бутовым камнем обеспечено не было. Вместе с тем конкурс проведен, контракт заключен и оплачен в отсутствие сметы, то есть 48 млн рублей были «взяты с потолка»...
P.S. Да, именно так, уже и за ремонтом самой маленькой улицы в городе приходится обращаться в спецслужбы. Как давным-давно писал Довлатов, мир охвачен безумием, которое становится нормой, а последняя вызывает ощущение чуда...