Как сообщил представитель Кинота (правительства монашеской республики), на Афоне готовы «с любовью принять» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России Владимира Путина. В прессе вовсю обсуждаются подробности визита и политический подтекст. Пишут, что Свято-Пантелеимонов монастырь в целях безопасности преобразовался в крепость. И что члены байкерского клуба «Ночные волки» заранее прибыли на Афон — правда, без мотоциклов. Американские эксперты бьют тревогу: Москва-де проводит наступательную политику по формированию «православной дуги» с центром на Святой горе, и это очередное проявление экспансионистских амбиций России... Но над всей этой суетой выплывает величавая история.
Русская православная церковь связывает русское присутствие на Афоне с житием преподобного Антония Киево-Печерского. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается, как некий мирянин из города Любеча, путешествуя, забрел на Афон. И там в одном из святогорских монастырей попросил постричь его в монахи. Игумен при постриге нарек его Антонием и напутствовал: «Иди на Русь обратно и да будет на тебе благословение Святой горы, ибо от тебя пойдет много чернецов».
По возвращении в Киев Антоний остановился у холма, где некогда вырыл пещеру и подвизался монах Иларион, впоследствии ставший митрополитом Киевским и всея Руси. Там-то и остался Антоний, к которому присоединились еще двенадцать монахов. Они расширили пещеру и выстроили храм. Преподобный Антоний прожил в пещере сорок лет...
Сохранились свидетельства святогорских документов: с начала XI века русские не только бывали на Святой горе, но и имели там свой монастырь. В одном из актов Великой лавры святого Афанасия зафиксирована подпись настоятеля первого русского монастыря на Афоне. Этот документ является соглашением монахов Николая и Симеона по вопросам управления монастырем Предтечи. Среди прочих подписей, подтверждающих соглашение, читаем: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал». Эта подпись свидетельствует: существование первого русского монастыря на Святой горе относится к ХI веку. Правда, невозможно определить, где именно располагался этот монастырь, поскольку в акте о том ничего не сказано.
Русская афонская обитель снова упоминается в святогорских документах в 1030 году. На этот раз с названием «Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела)». Возможно, кто-то из русских монахов, живших там, прославился плотницким или столярным искусством. Историки развивают гипотезу. Они считают, что развитию русской афонской обители содействовал киевский князь Ярослав Мудрый. В 1030 году монастырь Ксилургу купил келью Димитрия Халкейского, что, по мнению архивистов, говорит о поддержке русского монастыря на Святой горе со стороны русских князей.
...В начале ХХ века на Афоне спасалось около 7500 монахов, среди которых было 3200 греков, 3600 русских, более 300 болгар, а еще сербы, румыны, грузины... Число монастырей на Афоне ограничено — их ровно двадцать. По времени основания и степени влияния они расставлены в строго иерархическом порядке. В первую пятерку, помимо греческих обителей (лавры святого Афанасия, Ватопед, Ивирон и Дохиар) входит сербский Хиландар. Русский Пантелеимонов монастырь занимает 19-е место.
Официально все монастыри — греческие. Номинальная их принадлежность тому или иному православному народу определяется тем, кто их основывал, обустраивал и заселял. До революции в России вопрос о ее правах на афонские обители, многие из которых по размеру превосходили другие монастыри, не поднимался. Советская власть бросила их на произвол судьбы. И в Андреевский скит в полном соответствии с местными правилами после смерти последнего русского насельника пришли греки из Ватопеда. Сегодня на Афоне проживают только 100 монахов — выходцев из России и Украины.
Скит Успения Богородицы (Панагия Ксилургу) — общежительный, принадлежит Пантелеимонову монастырю. В древности скит «Богородица» был подобен небольшому монастырю с единственным соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, был выстроен параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году построен двухэтажный корпус келий с большим прекрасным параклисом во имя святых Кирилла и Мефодия. В настоящее время к скиту приписаны два монаха. Скит изрядно обветшал, фрески древнего собора покрылись плесенью.
Перед нынешним визитом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России были привлечены несколько российских олигархов, которые выложили около десятка миллионов евро для реставрации русских монастырей. Сегодня на эти деньги в скиту Ксилургу выстроены гостиница и конференц-зал. Именно отсюда начнутся 28 мая торжества, посвященные 1000-летию присутствия русских на Афоне. Затем торжества переместятся в Нагорный или Старый Руссик — древнейший на Афоне (ХII века) русский монастырь. Храм Руссика в прекрасном состоянии, несмотря на то что почти 70 лет, за редким исключением, здесь никто не служит. Завершатся же торжества в Свято-Пантелеимоновом монастыре...
После встречи папы римского Франциска с патриархом Кириллом в Гаване празднование на Афоне должно стать по замыслу устроителей вторым по значимости религиозным (да и общечеловеческим тоже) событием этого года.
P.S. Монашеская республика сильно изменилась за последние четверть века. Вместо осликов по дорогам Афона рассекают мощные джипы, появились «еврокельи», оборудованные джакузи и интернетом. Среди новых русских считается престижным провести хотя бы Страстную неделю на Святой горе. И все же монашеская республика сопротивляется как может современным веяниям.