Главная Культура Афиша 00:12 26 Июля 2024 3323
Серебро царицы Савской

Древний Оман выставил свои сокровища в Московском Кремле

Елена Широян, искусствовед
Ожерелье, XIX век. Изображения предоставлены Музеями Московского Кремля

Летнее выставочное межсезонье оживили гастроли коллекции, прежде неведомой в России. Национальный музей Султаната Оман привёз шедевры своего собрания не куда-нибудь, а сразу в Кремль. Мир древней культуры одной из наименее знакомых нам стран Арабского Востока на выставке «Серебряные сокровища Омана» броско оттенен древнерусским интерьером.

Под сводами Патриаршего дворца мы словно погружаемся в обманчивую негу султанских покоев. Зеленый фон витрин напоминает, что в стране сильны традиции ислама. На нем так эффектно выглядит классический оманский кинжал «ханджар» – эмблема государства. А те драгоценные клинки, что видит московский зритель, можно считать эмблемой вдвойне: подарены самому султану. Рядом – женские… перчатки? Нет, кольца особого типа, благодаря искусности местных ювелиров сплошь покрывающие руку.

Загадочно светятся золоченые флаконы с самыми дорогими на свете духами, причем мужскими, и вас обуревает азарт: надо же вдохнуть аромат! И вуаля, посетитель пойман на крючок -- теперь он вынесет из музея стремление отправиться в путь, чтобы вживую приобщиться к тайнам прежде закрытой страны-шкатулки. Вот как надо продвигать индустрию туризма!

Рискну предположить, что подобные украшения и виды оружия, для нашего зрения экзотические, в тех краях носили задолго до возникновения Арабского халифата. Древний город Оманум, ныне Сухар, называли еще римские историки Плиний Старший и Птолемей. Но и это сравнительно недавний пласт истории страны, впервые упомянутой в источниках около 3000 года до н.э.

Ученые считают, что вдоль побережья нынешнего Омана в акватории Индийского океана пролегала основная тропа расселения человека в период ранних миграций. Наши дальние предки двигались из Африки в Южную и Юго-Восточную Азию по узкой прибрежной полосе, где ныне расположены крупнейшие города современного Омана. Можно лишь гадать, сколько тысячелетий кипела жизнь в этих краях, по преимуществу гористых и пустынных, с пленительно суровым ландшафтом, а некогда весьма плодородных.

Узнав, как в наши дни выглядят коренные жители Омана, вдруг осознаешь непрерывность истории. Ведь тускло поблескивающие кинжалы типа «сури» и «саиди» с изогнутым лезвием и рукояткой из рога жирафа, украшенный кораллами амулет или ножные браслеты «нутал» с пышным орнаментом могли быть такими же ещё при царице Савской, а то и раньше. Легендарная правительница аравийского царства Шеба, согласно Библии, посетившая царя Соломона с замыслом испытать его мудрость, привезла в Иерусалим тюки с благовониями, россыпи золота и самоцветов. Однако, если верить арабо-персидским преданиям, дальний путь каравана из сказочно богатой страны был обусловлен более практической политической целью: царица стремилась задобрить могущественного визави, дабы он не захватил ее владения.

Ножной браслет «нутал», XIX век

Теперь уже не докажешь, был ли вправду тот госвизит и заключен ли в его ходе пакт о ненападении – или то лишь фантазия авторов поэм и миниатюр. Однако туристов в сегодняшнем Омане привозят на руины дворца той самой монархини в древнейшем городе Салала, заверяя, что она правила здесь в Х веке до н.э. Там же находится археологический парк со следами торгового порта VIII-XVI веков, и это уже вовсе не миф.

Трудно отрицать, что через исторический Маган, как прежде называли территорию Омана, проходили караваны из Китая и Индии, а Оманский залив и Аравийское море бороздили бессчетные корабли. Из этих земель везли в Европу медь и драгоценные смолы – ладан и мирру. Неудивительно, что и до, и после воинственных арабов эпохи раннего ислама эти края знавали немало других завоевателей. Оман входил в сферу влияния персов при трех разных империях от Ахеменидов до Сасанидов. Спустя тысячу лет им завладела Португалия, но в 1650 году местные племена в энный раз изгнали колонизаторов. А веком позже оманцы сами стали грозой морей, создав крупное пиратское государство, по сути империю, простиравшуюся от побережья нынешнего Ирана до Сомали и Мозамбика... Кто говорит, что история не повторяется?

Надеюсь, исторический экскурс убедил читателя в сложном многосоставном происхождении культуры Султаната Оман, впитавшей влияния Запада и Востока. Тем больше любопытства вызовут экспонаты, выполненные в традиции Ближнего Востока в целом, но отмеченные печатью национального своеобразия. Это массивные браслеты и серьги, бедуинские одеяния, женские маски с узкой прорезью для глаз. Как ни удивительно, такие костюмы и аксессуары до сих пор используют коренные оманцы. В этом ракурсе выставка может показаться скорее этнографической, нежели близкой знаменитому кремлевскому циклу «Королевские и императорские сокровищницы» (он познакомил россиян с целым спектром музеев от Токио до Лиссабона). Перед нами – портал в культуру не только правителей, но всего народа.

Между ними нет кричащего противоречия, хотя Султанат Оман – одна из последних абсолютных монархий в мире. Но, подобно жаркому климату, который усмиряется кондиционером и прочими атрибутами современного комфорта, жизнь в Омане вовсе не архаична. Как-никак 23-е место в мировой иерархии ВВП! И здешние женщины, несмотря на привычку носить чадру, не только водят автомобиль, но и сами выбирают профессию, учатся в университете и имеют право на развод. А дамы из семьи султана руководят министерством образования. Правда, почти все социальные блага являются привилегией коренного населения, которое щедро разбавлено трудовыми мигрантами из стран с менее процветающей экономикой.

Впрочем, сходным образом живут сейчас все страны Персидского залива – так называемые «петрократии», то есть нефтедобытчики. Невероятно разбогатевшие во второй половине ХХ веке благодаря разведанным природным ресурсам, они поразили бы европейца, видевшего их каких-нибудь 70 лет назад. Захолустье со стадами кочевников-скотоводов среди барханов всего за полвека превратилось в потребительский рай (пусть и лишенный многих примет западных демократий). Неудивительно, что в начале 1990-х только-только обретшая суверенитет Российская Федерация поспешила установить дипотношения с этими государствами. Ведь их связи с СССР (о чем сегодня помнят немногие) были прерваны в эпоху Сталина: тиранам часто не хватает воображения, чтобы предугадать перспективы.

Стремительный ренессанс взаимосвязей сразу с шестью успешными арабскими странами можно причислить к успехам МИД при Борисе Ельцине. Но лишь недавно очередь дошла до выставок в Московском Кремле, которые, визуально не касаясь каких-либо насущных проблем, ненавязчиво намекают на новое туристическое направление, столь необходимое россиянам сегодня.

И ещё один штрих. В наших стереотипах восприятия Ближний Восток буквально усыпан золотом. Что отчасти справедливо: в большинстве арабских государств увидишь множество ювелирных лавок и чуть ли не килограммы драгметалла на шее и запястьях местных жителей. Тем не менее музейщики Омана решили показать в России именно серебро, будто подчеркивая непокорный нрав маленькой, но гордой своей особостью страны.

Восседавшая на золотом троне царица Савская удивилась бы такой аскезе. Однако приверженность подданных древним обычаям одобрила бы!

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4244
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 00:07 / 29 Ноября 2024 2571
Эра в поисках любви

На экраны вышел полнометражный дебют режиссера Вениамина Илясова

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Эра». Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Эра» — полнометражный дебют 30-летнего режиссера Вениамина Илясова. На фестивале «Маяк» в Геленджике фильм остался без наград, зато победил в Великом Новгороде, где...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?