Лайнер вошел в пике

По следам недавней катастрофы «Суперджета» под Коломной

Анатолий Журин
Фото: Сергей Михаличенко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета назвала предварительные причины катастрофы «Суперджета» 12 июля 2024 года под Коломной. Расследование еще раз напомнило старую авиационную истину: полет начинается с подготовки самолета на земле. Как и трагические неприятности, происходящие потом в воздухе.

Экипаж выполнял перелет с аэродрома в Луховицах на аэродром базирования Внуково после планового технического обслуживания филиалом ПАО «ОАК» — ЛАЗ имени П.А. Воронина. В документе МАК говорится, что автопилот был включен вскоре после взлета на высоте 550 футов (168 метров) (в документе указаны показания приборов, но мы переведем их в привычные измерения. — «Труд»). На пятой минуте полета из горизонтального положения на высоте 5160 футов (1573 метра) самолет перешел на снижение с углом тангажа до 4 градусов на пикирование. В этот момент скорость составляла 200 узлов (370 км в час) и увеличивалась, происходила синхронная уборка закрылков и предкрылков.

В процессе снижения зарегистрировано отключение автопилота и автомата тяги. Экипаж перешел на ручное управление рулями с последующим набором высоты. Но на шестой минуте сработала звуковая сигнализация, самолет вновь перешел на снижение с увеличением угла тангажа на пикирование, которое остановить не удалось...

За этими сухими строчками — трагедия. Как уже установлено, одной из главных причин катастрофы стал все тот же пресловутый человеческий фактор. А точнее, вопиющий непрофессионализм и преступная халатность обслуживающего персонала. Кто-то из техников Луховицкого авиазавода установил два из четырех датчиков угла атаки с отклонением примерно в 4,5 градуса. Они и стали выдавать ошибку, приведшую к сваливанию самолета в пике и к трагедии.

Можно ли было в режиме ручного управления предотвратить катастрофу? Наш постоянный авиационный эксперт считает, что прошедшую техобслуживание машину перегонять к месту базирования должны летчики-испытатели, имеющие опыт реагирования на возникновение в воздухе нештатных ситуаций.

С ним в принципе согласился и один из опрошенных редакцией опытных летчиков-испытателей ЛИИ имени Громова. По его мнению, ситуация с ошибочно установленным датчиком не такая уж безвыходная. Но при этом добавил, что и у опытнейших пилотов случались трагические ошибки. Вспомним катастрофу в Индонезии в процессе демонстрационного полета самолета Sukhoi Superjet 100. Тогда лайнер врезался в склон горы на высоте 1860 метров. Как было установлено, за 38 секунд до столкновения сработал сигнал опасности, но его проигнорировал командир Александр Яблонцев, летчик-испытатель «Гражданских самолетов Сухого», налетавший более 10 тысяч часов.

К слову, пренебрежение к аварийной сигнализации не раз приводило к печальным последствиям. В январе 1994 года под Иркутском у Ту-154М на четвертой минуте полета загорелся двигатель. Экипаж попытался посадить самолет, но тот потерял управление и рухнул. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 124 человека. Расследование показало: командир еще на старте проигнорировал сигнал об опасных оборотах стартера двигателя, который при взлете загорелся...

Комиссия МАК по следам недавней катастрофы под Коломной, как водится, подготовила рекомендации, направленные на повышение безопасности полетов, обратив особое внимание на действия пилотов после отключения автопилота и перехода на ручное управление. Мы же пока отметим, что специалисты не однажды обращали внимание на потерю уверенности экипажей при сбое в электронике.

Показательный пример — авиакатастрофа, случившаяся в 2009 году, когда самолет Air France с 228 людьми на борту упал посреди Атлантического океана. Датчики скорости обледенели, автопилот вышел из строя, и самолет стал сваливаться в штопор. При этом пилоты не сумели ничего сделать, потому что привыкли управлять самолетом с помощью джойстика и компьютера.

Современный пилот при перелетах на 7-8 тысяч км управляет машиной 2-3 минуты в штурвальном режиме, остальное время за него работает компьютер. «То есть на подкорке мозга у пилота ничего не откладывается, — говорил вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский. — А раз так, то реакция замедляется, действия не достигают необходимого автоматизма. И когда случается малейший сбой, отклонение от привычной схемы, пилот теряется, порой уже ничего не слышит и не видит...»

Именно поэтому так важно и в наше автоматизированное время учить пилотов летать на разных уровнях автоматики, а также при ее полном отключении. Герой недавней нашей публикации Николай Виноградов в бытность пилотом-инструктором приучал своих подопечных взлетать, вообще не глядя на приборную доску.

Специалисты МАК постоянно напоминают, что основная цель расследований — избежать возможного повторения аналогичных трагических и опасных ситуаций. Но ведь далеко не все зависит от человека за штурвалом. Всем известно, что у нас острейший дефицит инженеров, конструкторов, технологов и рабочих. Не так давно глава ОАК Юрий Слюсарь признал: «Дефицит кадров является сейчас главным вызовом для Объединенной авиастроительной корпорации: на каждый завод требуются тысячи новых сотрудников».

Сказанное не означает, что кадры негде готовить. В подмосковном Королеве когда-то по личному указанию Сергея Павловича открыли профтехучилище для подготовки рабочих кадров для космического ракетостроения. Мой знакомый инженер признавался, что в советское время в том ПТУ ему было учиться труднее, чем потом в МВТУ имени Баумана. Сейчас училище осталось, называется колледжем космического машиностроения и технологий Технологического университета. Но в нулевые годы наряду с техническими специальностями здесь начали готовить на платной основе программистов, бухгалтеров и юристов. И сейчас продолжают готовить. Вряд ли подготовка специалистов-технарей от этого выиграет. И вот вам еще случай. В июле 2013-го вскоре после взлета рухнула ракета «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС. Как сообщил тогда замглавы «Роскосмоса», на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. В частности, выяснилось, что три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов. То есть, грубо говоря, были поставлены «вверх ногами».

История повторяется — и опять как трагедия, а не как фарс...

А в это время

В очередной раз круто изменилась судьба пилотов «Уральских авиалиний». Напомним, что в сентябре прошлого года аэробус А320 летел из Сочи в Омск, но совершил посадку в поле под Новосибирском. Никто из пассажиров серьезно не пострадал, что дало повод восхищаться мастерством экипажа. Однако расследовавшая происшествие комиссия пришла к выводу, что пилоты ошиблись при оценке показаний приборов, топлива должно было хватить до запасного аэродрома в Новосибирске. Выводы не устроили Росавиацию, которая назначила новую комиссию. А руководство авиакомпании выводов не стало дожидаться, предложив пилотам Сергею Белову и Эдуарду Семенову уволиться. Первый согласился, а второй все это время числился в неоплачиваемом отпуске.

И вот вторая комиссия объявила, что вины экипажа нет. После чего второй пилот прошел врачебную комиссию и курсы повышения квалификации. В авиакомпании не против, чтобы он снова сел за штурвал. Сергей Белов тоже снова собирается летать, но за рубежом: он прошел собеседование на должность пилота во вьетнамской авиакомпании.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11251
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?