Лайнер вошел в пике

По следам недавней катастрофы «Суперджета» под Коломной

Анатолий Журин
Фото: Сергей Михаличенко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета назвала предварительные причины катастрофы «Суперджета» 12 июля 2024 года под Коломной. Расследование еще раз напомнило старую авиационную истину: полет начинается с подготовки самолета на земле. Как и трагические неприятности, происходящие потом в воздухе.

Экипаж выполнял перелет с аэродрома в Луховицах на аэродром базирования Внуково после планового технического обслуживания филиалом ПАО «ОАК» — ЛАЗ имени П.А. Воронина. В документе МАК говорится, что автопилот был включен вскоре после взлета на высоте 550 футов (168 метров) (в документе указаны показания приборов, но мы переведем их в привычные измерения. — «Труд»). На пятой минуте полета из горизонтального положения на высоте 5160 футов (1573 метра) самолет перешел на снижение с углом тангажа до 4 градусов на пикирование. В этот момент скорость составляла 200 узлов (370 км в час) и увеличивалась, происходила синхронная уборка закрылков и предкрылков.

В процессе снижения зарегистрировано отключение автопилота и автомата тяги. Экипаж перешел на ручное управление рулями с последующим набором высоты. Но на шестой минуте сработала звуковая сигнализация, самолет вновь перешел на снижение с увеличением угла тангажа на пикирование, которое остановить не удалось...

За этими сухими строчками — трагедия. Как уже установлено, одной из главных причин катастрофы стал все тот же пресловутый человеческий фактор. А точнее, вопиющий непрофессионализм и преступная халатность обслуживающего персонала. Кто-то из техников Луховицкого авиазавода установил два из четырех датчиков угла атаки с отклонением примерно в 4,5 градуса. Они и стали выдавать ошибку, приведшую к сваливанию самолета в пике и к трагедии.

Можно ли было в режиме ручного управления предотвратить катастрофу? Наш постоянный авиационный эксперт считает, что прошедшую техобслуживание машину перегонять к месту базирования должны летчики-испытатели, имеющие опыт реагирования на возникновение в воздухе нештатных ситуаций.

С ним в принципе согласился и один из опрошенных редакцией опытных летчиков-испытателей ЛИИ имени Громова. По его мнению, ситуация с ошибочно установленным датчиком не такая уж безвыходная. Но при этом добавил, что и у опытнейших пилотов случались трагические ошибки. Вспомним катастрофу в Индонезии в процессе демонстрационного полета самолета Sukhoi Superjet 100. Тогда лайнер врезался в склон горы на высоте 1860 метров. Как было установлено, за 38 секунд до столкновения сработал сигнал опасности, но его проигнорировал командир Александр Яблонцев, летчик-испытатель «Гражданских самолетов Сухого», налетавший более 10 тысяч часов.

К слову, пренебрежение к аварийной сигнализации не раз приводило к печальным последствиям. В январе 1994 года под Иркутском у Ту-154М на четвертой минуте полета загорелся двигатель. Экипаж попытался посадить самолет, но тот потерял управление и рухнул. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 124 человека. Расследование показало: командир еще на старте проигнорировал сигнал об опасных оборотах стартера двигателя, который при взлете загорелся...

Комиссия МАК по следам недавней катастрофы под Коломной, как водится, подготовила рекомендации, направленные на повышение безопасности полетов, обратив особое внимание на действия пилотов после отключения автопилота и перехода на ручное управление. Мы же пока отметим, что специалисты не однажды обращали внимание на потерю уверенности экипажей при сбое в электронике.

Показательный пример — авиакатастрофа, случившаяся в 2009 году, когда самолет Air France с 228 людьми на борту упал посреди Атлантического океана. Датчики скорости обледенели, автопилот вышел из строя, и самолет стал сваливаться в штопор. При этом пилоты не сумели ничего сделать, потому что привыкли управлять самолетом с помощью джойстика и компьютера.

Современный пилот при перелетах на 7-8 тысяч км управляет машиной 2-3 минуты в штурвальном режиме, остальное время за него работает компьютер. «То есть на подкорке мозга у пилота ничего не откладывается, — говорил вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский. — А раз так, то реакция замедляется, действия не достигают необходимого автоматизма. И когда случается малейший сбой, отклонение от привычной схемы, пилот теряется, порой уже ничего не слышит и не видит...»

Именно поэтому так важно и в наше автоматизированное время учить пилотов летать на разных уровнях автоматики, а также при ее полном отключении. Герой недавней нашей публикации Николай Виноградов в бытность пилотом-инструктором приучал своих подопечных взлетать, вообще не глядя на приборную доску.

Специалисты МАК постоянно напоминают, что основная цель расследований — избежать возможного повторения аналогичных трагических и опасных ситуаций. Но ведь далеко не все зависит от человека за штурвалом. Всем известно, что у нас острейший дефицит инженеров, конструкторов, технологов и рабочих. Не так давно глава ОАК Юрий Слюсарь признал: «Дефицит кадров является сейчас главным вызовом для Объединенной авиастроительной корпорации: на каждый завод требуются тысячи новых сотрудников».

Сказанное не означает, что кадры негде готовить. В подмосковном Королеве когда-то по личному указанию Сергея Павловича открыли профтехучилище для подготовки рабочих кадров для космического ракетостроения. Мой знакомый инженер признавался, что в советское время в том ПТУ ему было учиться труднее, чем потом в МВТУ имени Баумана. Сейчас училище осталось, называется колледжем космического машиностроения и технологий Технологического университета. Но в нулевые годы наряду с техническими специальностями здесь начали готовить на платной основе программистов, бухгалтеров и юристов. И сейчас продолжают готовить. Вряд ли подготовка специалистов-технарей от этого выиграет. И вот вам еще случай. В июле 2013-го вскоре после взлета рухнула ракета «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС. Как сообщил тогда замглавы «Роскосмоса», на ГКНПЦ имени Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей, которые помогают контролировать положение ракеты в пространстве. В частности, выяснилось, что три из шести датчиков оказались перевернуты на 180 градусов. То есть, грубо говоря, были поставлены «вверх ногами».

История повторяется — и опять как трагедия, а не как фарс...

А в это время

В очередной раз круто изменилась судьба пилотов «Уральских авиалиний». Напомним, что в сентябре прошлого года аэробус А320 летел из Сочи в Омск, но совершил посадку в поле под Новосибирском. Никто из пассажиров серьезно не пострадал, что дало повод восхищаться мастерством экипажа. Однако расследовавшая происшествие комиссия пришла к выводу, что пилоты ошиблись при оценке показаний приборов, топлива должно было хватить до запасного аэродрома в Новосибирске. Выводы не устроили Росавиацию, которая назначила новую комиссию. А руководство авиакомпании выводов не стало дожидаться, предложив пилотам Сергею Белову и Эдуарду Семенову уволиться. Первый согласился, а второй все это время числился в неоплачиваемом отпуске.

И вот вторая комиссия объявила, что вины экипажа нет. После чего второй пилот прошел врачебную комиссию и курсы повышения квалификации. В авиакомпании не против, чтобы он снова сел за штурвал. Сергей Белов тоже снова собирается летать, но за рубежом: он прошел собеседование на должность пилота во вьетнамской авиакомпании.

Ситуация с этой платформой в России развивается по сценарию то ли детектива, то ли фильма ужасов

Ирина Хмара
Труд
Самый популярный видеохостинг угас в России почти полностью. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Видеоплатформа то умирает, то вроде снова оживает. И вину за происходящее на себя пока так никто и не взял, так что под подозрением все действующие лица — и даже те, кто за кадром. С начала...

Почему мы так и не увидели в аэропортах пассажирский самолет Ту-204СМ?

Анатолий Журин
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Очередная жесткая посадка в российском авиапроме. На сей раз на Казанском авиазаводе, которому из бюджета выделялись миллиарды на серийный выпуск пассажирского Ту-214. Год назад и заказчик нашелся: «Аэрофлот»...

Наука и технологии 00:08 / 16 Августа 2024 7123
Технопарк

О стене на Луне, душе размером с пылесос и роботе – грозе Новака Джоковича

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: NASA/Keystone Press Agency, globallookpress.com

16 августа у Международной академии астронавтики день рождения, ее основали в 1960 году по инициативе американского инженера Теодора фон Кармана. Немалый вклад в ее создание внес и советский академик Леонид...

Нейросеть поможет медикам с рутинной бумажной работой

Труд

Грибники нашли львенка В Дмитровском районе Подмосковья грибники в лесу набрели на... львенка. После звонка в МЧС прибывшие на место ветеринары осмотрели найденыша, который вел себя миролюбиво. Состояние двухмесячного...

Позднее парламентарий назвал эти слова «своим личным прогнозом», отметив, что конкретных решений коллег не знает, но «перспектива очевидна» 

Фото: © Omar Marques, globallookpress.com

В России в обозримом будущем будет заблокирован Google, а также популярные мобильные системы Android и iOS. Об этом в беседе с журналистами RuNews24 заявил депутат Госдумы Алексей Диденко. Комментируя неполадки в работе YouTube,...

Удивительна история российского легкомоторного самолета «Байкал», призванного заменить легендарный Ан-2

Анатолий Журин
Труд
Цена «Байкала» с поставкой в 2025 году составит 455 млн рублей. Фото: Minpromtorg.gov.ru/CC BY 4.0, Wikipedia.org

За 12 лет он успел пережить несколько модернизаций и поменять сборочные площадки, перебравшись в конце концов на Урал. Серийное производство модели ЛМС-901, на которой в итоге остановились, год за годом...

Квадрокоптер-камикадзе переносит боеприпасы массой до 3 кг и может самостоятельно распознавать и приоритизировать цели 

Кадр видео Минобороны РФ

Серийное производство FPV-дрона «Русак-С», оснащенного системой искусственного интеллекта (ИИ), стартовало в России. Об этом во вторник, 6 августа сообщают «Известия» со ссылкой на представителя компании-разработчика...

Наука и технологии 00:15 / 02 Августа 2024 3936
Не в ИИ корм

Аналитики, российские и зарубежные, все чаще сравнивают нейросетевую индустрию с мыльным пузырем

Максим Башкеев, обозреватель «Труда»
Труд
Искусственный интеллект пока так и не смог создать принципиально новые решения и продукты. Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Даже далекие от нейросети граждане в повседневном общении все чаще имеют дело с искусственным интеллектом, от навязчивых услуг которого не так просто избавиться. Допустим, пытаетесь дозвониться в коммунальную службу...

Нормальная работа сервисов уже восстановлена

Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В работе мессенджеров WhatsApp и Telegram в России произошел массовый сбой. Об этмо сообщает РИА Новости. Пользователи жаловались, что не могли отправлять сообщения и обновлять диалоги. Кроме того, очень долго грузились чаты, а также не загружались...

Овцебыки дожили до наших дней. И это не байки охотников на привале, а научное утверждение ученых

Виктор Сомов
Труд
Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Такие же мохнатые гиганты жили еще в пору ледникового периода. Их ровесники-мамонты давно вымерли, а овцебыки дожили до наших дней. И это не байки охотников на привале, а научное утверждение ученых. А чтобы...

Наука и технологии 00:05 / 30 Августа 2024 3497
Технопарк

Австралийские ученые вывели комариный десант

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © IMAGO/Zoonar.com/rafapress, globallookpress.com

Итак, 1 сентября мы отмечаем День знаний. То, что знания — сила, знали еще древние (вспомните известный латинский афоризм Scientia potentia est). Познания будят смелые мечтания и открывают новые горизонты. Кто знает,...

Предложение наказывать участников СВО арестом за использование смартфонов вызвало бурную дискуссию в российском парламенте 

Дмитрий Рогозин. Фото из открытых источников

Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов попенял бывшему главе Роскосмоса, а ныне – сенатору от Запорожской области Дмитрию Рогозину, что тот получил в Донецке серьезное ранение из-за смартфона. Об этом во вторник, 23 июля сообщает...

Торжественная церемония поднятия флага прошла на Камчатке 

Фото: www.mil.ru

Новый корабль ледового класса «Евпатий Коловрат» вошел в состав военно-морского флота (ВМФ). Военно-морской флаг на ледоколе был поднят в Петропавловске-Камчатском. Перед этим корабль прошел полный цикл испытаний на заводе-изготовителе....

Главком ВСУ Сырский ранее уже признавал, что западные самолеты не смогут приблизиться к линии фронта ближе, чем на 40 км, чтобы не «нарваться» на российские силы 

F-16. Фото: www.ru.wikipedia.org

Американские истребители F-16, переданные вооруженным силам Украины (ВСУ), довольно быстро постигнет та же судьба, которую уже испытали на себе хваленые западные танки Leopard и Abrams: они станут военными трофеями на российских парадах. Об...

Наука и технологии 00:08 / 02 Августа 2024 3084
Технопарк

Ученые создали прибор, определяющий степень свежести фруктов

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Manfred Bail, globallookpress.com

Любите ли вы арбузы так, как их люблю я? Тогда наверняка заинтересуетесь открытием, свершившимся 10 лет назад. Тогда произошла настоящая революция в арбузоведении: генетики из Мюнхенского университета «просканировали» геном арбуза. Их дело продолжили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?