«Вагонные споры — последнее дело, / Когда больше нечего пить, / Но поезд идет, бутыль опустела, / И тянет поговорить». В полном соответствии со старой песней «Машины времени» решили поговорить и в Минтрансе — только не на поэтическом, а на сугубо казенном языке. В ведомстве разработали правила проезда в поездах дальнего следования. Особый интерес вызвала норма, по которой пассажиры верхних полок вправе требовать от своих попутчиков уступить им место за столом для приема пищи как минимум три раза в сутки.
Нововведения должны вступить в силу 1 сентября 2022 года. Неужто вечные споры пассажиров вокруг столика в купе останутся в прошлом? Если бы: Опытным путешественникам известно: если пассажирам по каким-то причинам не удается найти общий язык, поездка грозит превратиться в сущую пытку. Вот и по поводу пресловутых столиков разгораются настолько жаркие баталии, что еще три года назад Федеральная пассажирская компания выступила с разъяснением: покупая билет, гражданин соглашается следовать до пункта назначения именно на там месте, которое он оплатил. Соответственно, допуск пассажиров второго яруса к столикам у окна является исключительно актом доброй воли со стороны обитателей нижних полок, тем более они заплатили за свои билеты гораздо больше.
Логично? Но пассажиры второго купейного этажа решительно не согласились с такой постановкой вопроса, обвинив РЖД в отказе в отправлении базовых человеческих потребностей. Самой насущной из которых в дальней дороге является поедание заготовленной курицы и яиц, сваренных вкрутую. И вот теперь уже Минтранс вынужден вмешаться в вагонные споры и разработать правила перевозок, где помимо прочего регламентируется доступ пассажиров к раскладным столикам.
По этому документу пассажиры нижних полок купе по первому требованию проводника должны уступать место у столика своим верхним попутчикам три раза в сутки: утром, днем и вечером для завтрака, обеда и ужина на 30, 60 и 30 минут соответственно. А что из этого выйдет на практике? По мнению нашего юридического эксперта Татьяны БЕЛОВОЙ, на свет родилась неприменимая и нелогичная норма права.
«Составители документа по какой-то причине не потрудились предусмотреть никакой ответственности для граждан, отказавшихся предоставлять своим попутчикам место у столика, — отмечает эксперт. — Максимум, что грозит заупрямившемуся пассажиру, — порицание со стороны проводника. При этом почему-то никто не обратил внимания на то, что выделение в общей сложности двух часов для приема пищи пассажирами верхних полок на те же два часа лишает обитателей нижних коек возможности полноценного пользования оплаченными местами, что в корне несправедливо».
И действительно, если поезд идет из пункта А в пункт Б 20 часов, то, по новым правилам, пассажир нижней полки не сможет использовать арендованное у РЖД койко-место по прямому назначению 10% оплаченного времени, а в случае, если дорога занимает всего 10 часов, — уже все 20%. При этом соответствующим образом пересматривать стоимость билетов, насколько можно судить, никто не собирается.
Единственный цивилизованный способ решения этой проблемы видится в пересмотре компоновки вагонов поездов дальнего следования. В том числе с проектированием индивидуальных капсул для каждого пассажира и дополнительных выдвижных мест для сидения. Но это, конечно, гораздо сложнее и дороже, чем принятие регламентирующих документов и инструкций, следовать которым никто в принципе и не собирается.