Главная Культура Афиша 01:51 25 Ноября 2011 2847
Красота, которая горчит
Завтра в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка произведений Микеланджело да Караваджо
Елена Широян

На Волхонку свезли 11 картин маэстро со всей Италии, от Милана до крохотной Мессины. Это событие мы смело назовем грандиозным: «персоналки» этого художника-легенды в России не было никогда. Корреспондент «Труда» нашел 7 причин, по которым эту выставку нельзя пропустить.

Причина первая: ретроспектива Караваджо в Москве впервые. Увидеть выставки этого мастера нелегко и за рубежом. Ветеран мировой музейной сцены, директор ГМИИ Ирина Антонова не помнит его «персоналки» где-либо помимо Италии, но и там ретроспективы Караваджо архиредки. Наследие его невелико, а главное, разбросано по всему свету. Найти его на аукционах нереально. Музеи мира, будь то Уффици, Лувр или Метрополитен, как зеницу ока берегут шедевры Караваджо — их всюду единицы. Так, во Флоренции 6 картин, в Лондоне — 3. Риму повезло больше всех: там художник прожил около 15 лет, пройдя путь от подмастерья до модного и востребованного маэстро. Покровитель Караваджо — кардинал дель Монте, в чьем дворце художник прожил пять лет, — любил сладостные образы мальчиков-андрогинов, но их вытеснила иная тема — библейская. Большинство экспонатов московской выставки — из Рима. Ни одного из полотен, хранящихся за пределами Италии, здесь нет.

Причина вторая: 11 картин — беспрецедентный для выставки за пределами родины Караваджо объем. Сравним: когда в 2010-м, к 400-летию смерти Караваджо, в Риме устроили большую его выставку, там было 24 полотна. К слову, попала туда и единственная картина, которая есть в России, — эрмитажный «Лютнист», купленный некогда Александром I.

Причина третья: Караваджо — художник, чье влияние на европейскую живопись сравнимое лишь с тем, которое оказал Микеланджело Буонарроти. Караваджо фантастически умел работать со светом, сделав его живым, осязаемым, часто — главным участником действия в картине. Порой этого живописца называют предшественником фотографии и даже кинематографа. И уж точно — видеоарта, который нередко берет на вооружение сюжеты Караваджо.

Причина четвертая: сама жизнь Караваджо — захватывающий сюжет. Вечный странник, беглец, не доживший до сорока — мало даже в его эпоху: Бурный темперамент, дьявольская вспыльчивость. Скандалы, дуэли, карточные долги, суды, аресты, даже убийство в запале ссоры — и изгнание. В Неаполе подвергся нападению, ранен. Устремился в Рим, надеясь вымолить прощение у Папы, не зная, что уже прощен, — и был по ошибке задержан испанской таможней. Чудом освободился, но продолжить путь не дал приступ малярии. Почти достигнув цели, художник умер в городке Порто Эрколе. Символично, что в Москву привезли его последнюю картину: «Мученичество св. Урсулы» из Неаполя пронизано предчувствием трагедии.

Причина пятая: в ГМИИ собраны самые знаковые, легендарные и хрестоматийные картины. Утонченный «Мальчик с корзиной фруктов» из галереи Боргезе, «Положение во гроб», почти никогда не покидавшее стен Ватиканского дворца, «Ужин в Эммаусе» из галереи Брера и «Иоанн Креститель» из Рима считаются величайшими шедеврами Караваджо. По словам Ирины Антоновой, она до последнего не могла поверить, что удастся одолжить для Москвы знаменитое «Обращение Савла» из римской церкви Санта Мария дель Пополо: «Просто чудо, что мы получили эту картину! Ведь даже во время выставки в Риме она не покидала стен церкви».

Причина шестая: произведения в Москве подобраны так, чтобы показать эволюцию мастера — от ранних работ до финала. За 20 лет он прошел колоссальный путь. Неукротимая энергия делала его болезненно гордым и задиристым, но и подталкивала к революционным свершениям. Скитания будто подстегивали талант, наполняя полотна все более острым драматизмом.

Причина седьмая: долгожданная выставка Караваджо — кульминация Года Италии в России. Неслучайно ею завершается цикл «Шедевры из итальянских музеев. От Рафаэля до Караваджо», ранее позволивший увидеть в Москве работы Рафаэля, Боттичелли, Бернини, Лотто и Беллини.

Выставка будет работать до 19 февраля 2012 года.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3507
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...