На Волхонку свезли 11 картин маэстро со всей Италии, от Милана до крохотной Мессины. Это событие мы смело назовем грандиозным: «персоналки» этого художника-легенды в России не было никогда. Корреспондент «Труда» нашел 7 причин, по которым эту выставку нельзя пропустить.
Причина первая: ретроспектива Караваджо в Москве впервые. Увидеть выставки этого мастера нелегко и за рубежом. Ветеран мировой музейной сцены, директор ГМИИ Ирина Антонова не помнит его «персоналки»
Причина вторая: 11 картин — беспрецедентный для выставки за пределами родины Караваджо объем. Сравним: когда в
Причина третья: Караваджо — художник, чье влияние на европейскую живопись сравнимое лишь с тем, которое оказал Микеланджело Буонарроти. Караваджо фантастически умел работать со светом, сделав его живым, осязаемым, часто — главным участником действия в картине. Порой этого живописца называют предшественником фотографии и даже кинематографа. И уж точно — видеоарта, который нередко берет на вооружение сюжеты Караваджо.
Причина четвертая: сама жизнь Караваджо — захватывающий сюжет. Вечный странник, беглец, не доживший до сорока — мало даже в его эпоху: Бурный темперамент, дьявольская вспыльчивость. Скандалы, дуэли, карточные долги, суды, аресты, даже убийство в запале ссоры — и изгнание. В Неаполе подвергся нападению, ранен. Устремился в Рим, надеясь вымолить прощение у Папы, не зная, что уже прощен, — и был по ошибке задержан испанской таможней. Чудом освободился, но продолжить путь не дал приступ малярии. Почти достигнув цели, художник умер в городке Порто Эрколе. Символично, что в Москву привезли его последнюю картину: «Мученичество св. Урсулы» из Неаполя пронизано предчувствием трагедии.
Причина пятая: в ГМИИ собраны самые знаковые, легендарные и хрестоматийные картины. Утонченный «Мальчик с корзиной фруктов» из галереи Боргезе, «Положение во гроб», почти никогда не покидавшее стен Ватиканского дворца, «Ужин в Эммаусе» из галереи Брера и «Иоанн Креститель» из Рима считаются величайшими шедеврами Караваджо. По словам Ирины Антоновой, она до последнего не могла поверить, что удастся одолжить для Москвы знаменитое «Обращение Савла» из римской церкви Санта Мария дель Пополо: «Просто чудо, что мы получили эту картину! Ведь даже во время выставки в Риме она не покидала стен церкви».
Причина шестая: произведения в Москве подобраны так, чтобы показать эволюцию мастера — от ранних работ до финала. За 20 лет он прошел колоссальный путь. Неукротимая энергия делала его болезненно гордым и задиристым, но и подталкивала к революционным свершениям. Скитания будто подстегивали талант, наполняя полотна все более острым драматизмом.
Причина седьмая: долгожданная выставка Караваджо — кульминация Года Италии в России. Неслучайно ею завершается цикл «Шедевры из итальянских музеев. От Рафаэля до Караваджо», ранее позволивший увидеть в Москве работы Рафаэля, Боттичелли, Бернини, Лотто и Беллини.
Выставка будет работать до 19 февраля 2012 года.