Главная Культура Афиша 01:51 25 Ноября 2011 2824
Красота, которая горчит
Завтра в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка произведений Микеланджело да Караваджо
Елена Широян

На Волхонку свезли 11 картин маэстро со всей Италии, от Милана до крохотной Мессины. Это событие мы смело назовем грандиозным: «персоналки» этого художника-легенды в России не было никогда. Корреспондент «Труда» нашел 7 причин, по которым эту выставку нельзя пропустить.

Причина первая: ретроспектива Караваджо в Москве впервые. Увидеть выставки этого мастера нелегко и за рубежом. Ветеран мировой музейной сцены, директор ГМИИ Ирина Антонова не помнит его «персоналки» где-либо помимо Италии, но и там ретроспективы Караваджо архиредки. Наследие его невелико, а главное, разбросано по всему свету. Найти его на аукционах нереально. Музеи мира, будь то Уффици, Лувр или Метрополитен, как зеницу ока берегут шедевры Караваджо — их всюду единицы. Так, во Флоренции 6 картин, в Лондоне — 3. Риму повезло больше всех: там художник прожил около 15 лет, пройдя путь от подмастерья до модного и востребованного маэстро. Покровитель Караваджо — кардинал дель Монте, в чьем дворце художник прожил пять лет, — любил сладостные образы мальчиков-андрогинов, но их вытеснила иная тема — библейская. Большинство экспонатов московской выставки — из Рима. Ни одного из полотен, хранящихся за пределами Италии, здесь нет.

Причина вторая: 11 картин — беспрецедентный для выставки за пределами родины Караваджо объем. Сравним: когда в 2010-м, к 400-летию смерти Караваджо, в Риме устроили большую его выставку, там было 24 полотна. К слову, попала туда и единственная картина, которая есть в России, — эрмитажный «Лютнист», купленный некогда Александром I.

Причина третья: Караваджо — художник, чье влияние на европейскую живопись сравнимое лишь с тем, которое оказал Микеланджело Буонарроти. Караваджо фантастически умел работать со светом, сделав его живым, осязаемым, часто — главным участником действия в картине. Порой этого живописца называют предшественником фотографии и даже кинематографа. И уж точно — видеоарта, который нередко берет на вооружение сюжеты Караваджо.

Причина четвертая: сама жизнь Караваджо — захватывающий сюжет. Вечный странник, беглец, не доживший до сорока — мало даже в его эпоху: Бурный темперамент, дьявольская вспыльчивость. Скандалы, дуэли, карточные долги, суды, аресты, даже убийство в запале ссоры — и изгнание. В Неаполе подвергся нападению, ранен. Устремился в Рим, надеясь вымолить прощение у Папы, не зная, что уже прощен, — и был по ошибке задержан испанской таможней. Чудом освободился, но продолжить путь не дал приступ малярии. Почти достигнув цели, художник умер в городке Порто Эрколе. Символично, что в Москву привезли его последнюю картину: «Мученичество св. Урсулы» из Неаполя пронизано предчувствием трагедии.

Причина пятая: в ГМИИ собраны самые знаковые, легендарные и хрестоматийные картины. Утонченный «Мальчик с корзиной фруктов» из галереи Боргезе, «Положение во гроб», почти никогда не покидавшее стен Ватиканского дворца, «Ужин в Эммаусе» из галереи Брера и «Иоанн Креститель» из Рима считаются величайшими шедеврами Караваджо. По словам Ирины Антоновой, она до последнего не могла поверить, что удастся одолжить для Москвы знаменитое «Обращение Савла» из римской церкви Санта Мария дель Пополо: «Просто чудо, что мы получили эту картину! Ведь даже во время выставки в Риме она не покидала стен церкви».

Причина шестая: произведения в Москве подобраны так, чтобы показать эволюцию мастера — от ранних работ до финала. За 20 лет он прошел колоссальный путь. Неукротимая энергия делала его болезненно гордым и задиристым, но и подталкивала к революционным свершениям. Скитания будто подстегивали талант, наполняя полотна все более острым драматизмом.

Причина седьмая: долгожданная выставка Караваджо — кульминация Года Италии в России. Неслучайно ею завершается цикл «Шедевры из итальянских музеев. От Рафаэля до Караваджо», ранее позволивший увидеть в Москве работы Рафаэля, Боттичелли, Бернини, Лотто и Беллини.

Выставка будет работать до 19 февраля 2012 года.

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4048
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?