Собранные со всей страны 20 тысяч полицейских превратили живописный курорт в подобие военного лагеря. На всех трассах, по которым передвигались участники саммита, вооруженные стражи порядка круглосуточно дежурили на расстоянии полусотни метров друг от друга. В небе постоянно барражировали вертолеты и самолеты ВВС Японии, а со стороны океана безопасность обеспечивали около сотни сторожевых катеров и кораблей. Не обошлось без эксцессов - пришлось утихомиривать активистов "Гринпис", немногочисленные демонстрации в поддержку требований развивающихся стран о списании долга и манифестации протеста против американских военных баз на Окинаве, которую называют непотопляемым американским авианосцем. Кстати, за три дня, проведенных на острове, журналистам так и не удалось увидеть ни одного американского военного. Мало того, что на период саммита военнослужащих США наглухо заперли в казармах - прилетевший на Окинаву президент Клинтон в одном из первых выступлений объявил о решении значительно сократить их количество на острове.
Для России окинавский саммит стал своеобразным бенефисом. Президент Путин практически не сходил с экранов телевизоров и первых страниц газет. Телевидение часто повторяло сюжет, снятый в городе Гусикава, где наш президент побывал в центре спортивных единоборств и провел схватку с одним из молодых дзюдоистов. Это не было предусмотрено программой. Путин сбросил пиджак, разулся и ступил на татами. Японец Сю Сикия, одетый в бойцовское кимоно, в одно мгновение был повержен броском через бедро. К удивлению публики, Владимир Путин предложил японскому борцу провести ответный прием - и уже Путин оказался лежащим на татами. Под аплодисменты собравшихся оба участника спортивного представления поприветствовали друг друга традиционными японскими поклонами, а потом по-русски обнялись.
Дискуссия на тему о глобализации, которая стала основной на саммите, Россия вела через призму международной безопасности и стратегической стабильности. Эти проблемы очень актуальны и Путину было что сказать, тем более после успешной поездки в Китай и Северную Корею. На совместных заседаниях и двусторонних встречах партнеры Путина активно интересовались подробностями его визита в Пхеньян, достигнутых с Ким Чен Иром договоренностей по северокорейской ракетной программе. Более того, лидеры "восьмерки" фактически согласились на усиление роли Москвы на Корейском полуострове. В ходе заседаний многие из них уже заявили о "возможности пересмотра уровня своих отношений с КНДР", что в значительной степени стало возможным именно благодаря последним внешнеполитическим шагам России. А Билл Клинтон даже предложил подключить Россию к КЕДО - многомиллионному проекту по замене северокорейских ядерных реакторов.
Успех ждал Россию и в вопросе сохранения договора по ПРО. В заключительном коммюнике саммита, принимаемом на основе консенсуса, Москве удалось провести положение о необходимости укрепления договора по ПРО "в качестве краеугольного камня стратегической стабильности и основы для дальнейших сокращений стратегических наступательных вооружений". В выгодном для России свете прозвучали и были закреплены в документах саммита подходы "восьмерки" к проблемам борьбы с международным терроризмом, преступностью, предотвращению региональных конфликтов и так далее. Определили лидеры наиболее мощных в мире государств и свое отношение к таким актуальным проблемам наступающего тысячелетия, как информационные технологии, здравоохранение, экономика и финансы, долги развивающихся государств.
Но самым, пожалуй, важным для России на саммите стало то, что на Окинаве произошло фактическое превращение данного форума в полноценную "восьмерку". Москва признана равноправным членом "клуба сильнейших". Первым признаком этого стало отсутствие на форуме прежней критики России за Чечню (этот вопрос на саммите вообще не поднимался). Была поддержана российская правительственная программа социально-экономического развития. Приглашенный на форум председатель Европейской комиссии Романо Проди подчеркивал, что наступило время для европейских инвестиций в Россию. А дипломатический советник канцлера ФРГ Шредера Майкл Штайлер прямо заявил, что раздельное от РФ заседание "семерки" по проблемам мировой экономики, которое, кстати, имело место и на Окинаве, является "пережитком прошлого" и что впредь такого быть не должно. Кстати, Владимир Путин не вымаливал кредиты, как это делал ранее президент РФ, и не просил списать или реструктурировать наши долги перед Западом, а лишь предлагал сотрудничество на взаимовыгодной основе. И это, видимо, также благотворно повлияло на решения "восьмерки". Правда, успехи России на Окинаве еще предстоит закрепить. Не случайно на итоговой пресс-конференции Владимир Путин предостерег от "звездной болезни".
Клинтон, с которым у Кремля налажено хорошее взаимопонимание, приехал на саммит в последний раз. Осенью в США состоятся президентские выборы, и как поведет себя Вашингтон в рамках форума в случае прихода в администрацию Белого дома республиканцев, пока неизвестно. Не все понятно пока и во взаимоотношениях Москвы и Парижа. На нынешнем форуме российский президент не встретился один на один только с Жаком Шираком. И, похоже, без прекращения французами "недружественных актов" (скандал с арестом счетов посольства РФ в Париже, арест российского судна) вряд ли улучшатся отношения между двумя странами. Не случайно, выступая перед журналистами, Владимир Путин заявил, что "Франция не должна забывать, где находится Кремль", тем самым дав понять, что инициатива восстановления прежнего уровня связей между Москвой и Парижем должна исходить прежде всего из Елисейского дворца. Тем не менее объявлено о предстоящей в октябре поездке президента РФ во Францию, где будет проведен саммит Россия - ЕС. А еще раньше (3 - 5 сентября) состоится официальный визит Путина в Японию.
...Когда лидеры "восьмерки" разлетались из Окинавы, в японской прессе уже начали подсчитывать доходы и убытки от вложенных в саммит средств. Некоторые скептики полагают, что потраченные за три дня 750 миллионов долларов - это непозволительная роскошь даже для такой богатой страны, как Япония. Однако наивно полагать, что такое практичное и умеющее считать деньги государство будет ими разбрасываться только для того, чтобы потешить свое самолюбие. На Окинаве выстраивались контуры мировых отношений в наступающем XXI веке. И кто в них будет играть ключевую роль, тот и получит значительные дивиденды, в том числе и материальные. Ставки России в этой "игре" после японского форума значительно возросли.
РЕЗОНАНС
Лондонская "Таймс": Для большинства участников саммита "восьмерки" Владимир Путин был неизвестной величиной, однако все они были им очарованы, и к концу было ясно, что он стал звездой этого шоу.
Германская "Зюддойче цайтунг": Уверенное поведение нового российского президента на саммите "Большой восьмерки" на Окинаве произвело сильное впечатление на его коллег - руководителей ведущих мировых держав. По оценке многих западных лидеров, Путин выглядел "блестяще" или "очень впечатляюще". Канцлер Германии Шредер считает, что "полная интеграция России" в "восьмерку" стала одним из важнейших итогов этого саммита.
Японская "Майнити": Окинавский саммит стал для Владимира Путина дебютом на международной арене. Российский президент добивался равноправного участия своей страны в работе саммита. Однако позиция России осложнена проблемой внешнего долга. Вместе с тем прослеживается стремление России к тому, чтобы к ее голосу стали больше прислушиваться в мире.
Би-би-си: Чувствовать себя в центре внимания на саммите "восьмерки" Путину помогал не только вояж в Пекин и Пхеньян, но и лояльное отношение других лидеров. Здесь можно выделить британского премьера Тони Блэра, которого российский президент считает другом. А его помощник по внешней политике Сергей Приходько рассказал, что главы государств уже дружат не только семьями, "но и администрациями". Путин явно создает запас прочности в отношениях с лидерами развитых стран. Остается только посмотреть, как этот запас будет использован.