Страховые компании заявили, что для сохранения стабильности на рынке и улучшения качества сервиса им нужен прямой доступ к дорожным и городским камерам видеонаблюдения во всех регионах страны. Это позволит страховщикам быстрее урегулировать убытки и эффективнее противодействовать мошенникам. Однако полиция не спешит идти навстречу пожеланиям бизнеса.
Сегодня основными документами, подтверждающими обстоятельства аварий, считаются извещение и справка о ДТП. Для обычных столкновений, где участвовали не более двух транспортных средств и обошлось без пострадавших, этого достаточно. Но если на дороге случилось серьезное происшествие, разобраться в обстоятельствах, полагаясь только на схемы и показания участников, куда труднее. И тогда дополнительными источниками объективной информации могут стать камеры видеонаблюдения.
Пока страховщики при необходимости получают видео с камер в 20 регионах. По их оценкам, это позволяет быстро подтверждать обстоятельства ДТП, полученные повреждения, урегулировать страховые случаи и выявлять признаки мошеннических действий — например, оперативно реагировать на угоны, выявлять подставные аварии. Такая возможность у них по договоренности с местными властями имеется в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке. И теперь страховые компании вознамерились получить доступ к камерам в Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Ростовской областях и еще в ряде регионов.
Зачем страховщики настаивают на получении прямого доступа? Потому что традиционное взаимодействие с правоохранительными органами отнимает слишком много времени. Пока идет обмен запросами и письмами, на камерах успевает истечь срок хранения электронной информации (обычно он составляет от трех дней до недели). Однако, несмотря на такую аргументацию Союза страховщиков, региональные власти и УВД на местах не спешат идти навстречу бизнесу, ссылаясь на заботу о защите персональных данных граждан. Ведь в рамках исследования обстоятельств ДТП заинтересованные лица будут получать доступ к информации не только о непосредственных участниках аварии, но и о совершенно посторонних транспортных средствах и их хозяевах.
Тем более в своих обращениях к главам регионов страховые компании просят предоставить участникам рынка доступ не только к дорожным, но и к городским, в том числе подъездным камерам видео-наблюдения: дескать, разбор сложных ДТП предполагает получение максимально возможной информации, в том числе и от свидетелей произошедшего.
Но тут самое время вспомнить статистику кибернетических преступлений последнего времени. В 2022 году в даркнете оказались персональные данные 75% россиян, причем основные утечки произошли с серверов крупного бизнеса.
По словам нашего эксперта, специалиста по информационной безопасности Максима Кривошеева, результаты тестов, имитирующих хакерские атаки на информационные системы компаний, оказались плачевными.
«К резко возросшей хакерской активности оказались не готовы даже многие представители крупного бизнеса, которые не смогли эффективно защитить свои сервера, — сообщает эксперт. — Например, масштабные утечки данных фиксировались у «П-очты России», «Яндекс.Еды», Delivery Club, С-ДЭКа, «Гемотеста», «Туту.ру» и многих других компаний. Так что в тезис о том, что персональным данным граждан на серверах страховых компаний ничего не угрожает, плохо верится. Он как минимум нуждается в проверке».
Мы вроде бы уже привыкли жить под неустанным взором Большого брата. Но когда он ко всему оказывается чересчур болтливым, это уже не защита, а угроза.