За последнее время открылось сразу несколько новых антикризисных приемных - психологической помощи, при службах занятости, в Совете Федерации. Не отставать в консультировании граждан решили и в Роспотребнадзоре и открыли свой "горячий телефон". "Будем давать всевозможные советы людям, потерявшим работу или доход, - например, как начать новое дело (открыть закусочную или киоск), какие для этого нужны документы, справки, согласования", - пояснил идею глава ведомства Геннадий Онищенко.
Однако, как выясняется, на деле получить совет не так-то просто. Первая проблема - дозвониться. Линия Роспотребнадзора практически все время занята. Корреспондент "Труда" дозванивался два часа. "А чего вы ждали? К нам вся страна звонит, - сухо пояснила диспетчер. - А сейчас у нас вообще обед, обращайтесь позже".
Вторая проблема - найти нужного специалиста. "Вы по какому вопросу? Открыть закусочную? Сейчас этого специалиста нет на месте. Позвоните через полчаса". Однако и позже специалист не появился. "Вы уж лучше завтра попытайтесь. Завтра специалист обязательно должен быть", - посоветовала диспетчер.
Немногим лучше консультируют и на других горячих линиях. В Роструде с вопросом о задержке зарплаты перенаправили в инспекцию по труду. "Да какие тут советы, лучше сразу обращайтесь в суд", - заявил сотрудник, взявший трубку. В Центробанке в ответ на жалобу на мошенничество в обменнике попросили написать подробное заявление и отправить по электронной почте либо доставить лично. На антикризисной линии спикера Совета Федерации Сергея Миронова советов не дают. "Мы сами принимаем предложения, как справиться с социально-экономическими проблемами", - пояснил диспетчер, после чего дал телефон горячей линии столичного правительства.
Эксперты между тем уверяют: горячие линии вовсе не бесполезны, если, конечно, их работа организована эффективно. "Власти при помощи телефонной связи держат руку на пульсе настроений и снимают напряжение в обществе. У людей нет ощущения, что они в полной изоляции. В любом случае линии - это лучше, чем ничего. Кому-то надо просто на ком-то злость сорвать, а кто-то действительно нуждается в помощи", - говорит политолог Дмитрий Орешкин.
К тому же консультирование граждан, как правило, дело не затратное. "Помещение выделяют из имеющихся. А дополнительного штата тоже, в принципе, не требуется - на звонки могут отвечать опытные сотрудники", - пояснил "Труду" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Другое дело - кто контролирует работу линий. "Если их открывают для галочки, лишь бы отчитаться - помощи ждать не стоит", - полагает Шелищ.
Прямая речь
Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль":
- Открытие горячих линий сопровождается громогласными заявлениями, а на деле эффективность их работы низкая. Номера телефонов часто меняются, на звонки отвечают одна-две телефонистки - в итоге дозвониться никто не может. Да и какая может быть консультация, если специалист не видит никаких документов? Поэтому обычно диспетчеры ограничиваются информацией, которую человек легко может найти в других открытых источниках.