Главная Культура Афиша 01:47 25 Января 2012 2899
Войнович на курице верхом
Автор «Солдата Ивана Чонкина» представил в Москве выставку своих картин
Дина Радбель

Знаменитый писатель, автор легендарного «Солдата Ивана Чонкина», выступил на открытии собственной персональной выставки в Театральной галерее Музея имени Бахрушина на Малой Ордынке. Корреспондент «Труда» подивилась обманной легкости живописи этого художника с нелегкой судьбой.

К Владимиру Войновичу на открытие выставки пришло столько знаменитостей, сколько встретишь не на каждом светском приеме. И это определило настрой вечера: большой писатель, большой художник, большой праздник.

Хотя сама выставка, устроенная Театральным музеем имени Бахрушина, вполне по-домашнему вписалась в стены старинного особнячка в Замоскворечье. Картины — над лестницей, в двух залах на втором этаже. На первом — отдельная экспозиция, посвященная театру, с эскизами декораций и макетами к спектаклям по Войновичу «Солдат Иван Чонкин», «Есть ли жизнь на Марсе?», выполненными художниками Ириной Балашевич и Борисом Мессерером. Борис Асафович и взял первое слово: «Володя всегда противостоял власти в желании обрести творческую свободу. За ним гонялись органы, его травили, а он продолжал писать веселые рассказы. Рисовать начал для себя. Тоже весело. Радость от собственных картин — высшая награда художника».

Эстафету приветствий подхватил кинорежиссер Петр Тодоровский: «Володя рисует, чтобы нас поражать. Я был свидетелем того, как он на последние деньги покупал краски. Потому что фонтан творчества ударил, и он уже не смог его закрыть. Он художник особого доброго дарования».

Когда попросили выступить самого Войновича, он выбрал место под картиной Льва Толстого. Рассказал, что на самом деле это должен был быть Леонардо да Винчи, да по ходу работы сложился Толстой. Такая метаморфоза получилась. Посчитал, что рисует уже 18 лет.

«Зачем, спросите. Хочется. Живопись — очень радостное искусство. Меня часто спрашивают: зачем рисуете, если хорошо пишете? Отвечаю: некоторые очень хорошо готовят еду, — а ведь еще и пишут книги. Еще спрашивают, почему я говорю: рисовать картину, а не писать. Да потому что я пишу книги! Рисовать — это другое занятие! И прошу вас, называйте меня наивным художником, но только не примитивным! Наивность — это подлинность. Примитивность — сами знаете что…»

И вот перед нами — наивные образы наивного художника. Портреты — живые, насмешливые, полнокровные. Много узнаваемых персонажей. Представлена жена Светлана — она его муза. Дочери Ольга, Мария. Смотрят с картин доверчиво, открыто.

Владимир Войнович рисует сериями, впадая в периоды «дам с собачкой», «петухов и куриц», «обнаженных», «друзей», «натюрмортов». Все весело и просто. Но это только видимость. Вглядитесь, какой грустью пропитаны пейзажи, особенно зимние, где в заснеженном пространстве «тонет» человек. А в куриных изображениях кроется, не смейтесь, социальная боль, даже протест. Ведь художники, образно говоря, предпочитают брать в модели величественных лебедей, или грациозных чаек, или магических воронов, но никак не бездумных куриц — жертв нашего пищеварения. Отдавая дань этим безвестным мученицам, Войнович изображает себя, возвращающегося из эмиграции верхом на белой курице, как на скакуне…

Стоит обратить внимание на совсем недавние работы художника, датированные 2011 годом. Герой этих полотен — Ильич, вождь всех трудящихся. Но показан он, понятно, не в привычных славильных канонах. «Ленин перед трудящимися» — видна обезумевшая толпа, с выпученными глазами, звериным оскалом. Фигура самого вождя — размытый образ, ускользающий авторитет. На картине «Пойдем лучше с нами, дяденька» Ильича тащат в небо две девицы — понятно, какого «рабочего» поведения.

Вот такая живопись у писателя Войновича — легкая, но только на вид. Какая и должна быть у художника с нелегкой судьбой.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3455
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...