Дмитрий ГУДКОВ, соучредитель Молодежной общественной палаты (26 лет):
- Сегодня от сессии до сессии живут весело только богатые студенты, дети завсегдатаев Канар и Куршавеля. Остальным приходится подрабатывать, нередко - в ущерб учебе. Да и работу эту надо еще поискать. Если в СССР на студенческую стипендию худо-бедно, но можно было прожить, то нынче стипендии несовместимы с жизнью. К тому же раньше было легче поступить в вуз, поскольку декларированное бесплатное образование действительно давало шанс каждому. Зато преподаватели были сильнее, а требования - жестче.
Сегодня - время коммерциализации образования с вытекающим из этого расцветом коррупции в вузах. Все козыри - у богатых студентов, которые оплачивают свое поступление и дальнейшие "зачеты" наличными, папиными связями - чем угодно, только не знаниями. Ломоносов в начале XXI века так и остался бы в Холмогорах. Доступность образования в будущем может обеспечить только появление в нашей стране сильного среднего класса, который сможет оплатить разумную стоимость высшего образования для своих детей и принудит государство на деле бороться с коррупцией в вузах.
Геннадий ГУДКОВ, депутат Госдумы (49 лет):
- В мои студенческие годы учиться было легче. Отношения преподавателей и студентов не носили характер коммерческой сделки, в них было куда больше живого и интересного. Даже на бюджетных факультетах сегодня несладко: нередко хороших студентов отчисляют за какой-нибудь несчастный "незачет", предлагают восстанавливаться на платном. Почти узаконенная подлость!
За рубежом высшее образование повально платное. Но там финансовые отношения уже отстроены, нет места подкупу, люди знают, кому и сколько надо платить, заранее рассчитывают возможности, берут кредит, состязаются за гранты. Нам же еще только предстоит разработать систему грантов и гарантий для студентов из малообеспеченных семей, обеспечить их возможностью подработать. Помню, в свои студенческие годы за счет приработков я был очень состоятельным человеком. На четвертом курсе устроился в Дом культуры художественным руководителем и в сумме со стипендией получал в месяц больше 250 полновесных советских рублей. Едва ли сегодня студенты могут устроиться так же, а ведь соблазнов у них побольше, чем у студентов семидесятых...