Главная Культура Афиша 00:06 24 Ноября 2023 7835
Про уродов и людей

На экраны выходит фильм «Дворец» в постановке великого и ужасного Романа Полански

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Гости веселятся и пьют вино урожая 1938 года. Фото из открытых источников.

Мэтр мирового кино ранее представил свой опус на Венецианском кинофестивале, где он неоднократно получал награды. В этот раз случился форменный конфуз: международная критика разнесла «Дворец» в щепы, прозрачно намекнув, что, мол, 90-летнему режиссеру, известному еще и своими сексуальными скандалами, пора на покой. Так что «Дворец» выходит на наши экраны с негативным шлейфом. Но, как ни странно, это только подстегнуло к нему интерес. Рейтинг ожидания нового фильма польско-французского классика взлетел под 100 %.

Роман Полански как-то рассказывал журналистам, что провел Миллениум в шикарном швейцарском отеле, в котором прожигала жизнь мировая элита. Эта ночь поразила и сразила его. «Я увидел во всей красе абсурдный зверинец, который суетился вокруг. Сразу возникла идея снять фильм об этом экзотическом мире. Это должна была быть комедия — немного грубоватая и саркастическая, жесткая по отношению к героям фильма, но не лишенная снисходительности и сочувствия», — так сформулировал Полански замысел фильма, бюджет которого оценивается в 21 миллион евро.

Но пока он обдумывал тему и писал сценарий вместе со своим старинным другом Ежи Сколимовским, с которым они когда-то создали свой первый шедевр — фильм «Нож в воде», горячий скандинавский парень Рубен Эстлунд успел снять «Треугольник печали» на схожую тему. С той только разницей, что поместил действие ленты на борт шикарного круизного лайнера. Идеи, конечно, носятся в воздухе, но фильм Полански сегодня выглядит заведомо вторичным на фоне «Треугольника», удостоенного в прошлом году «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Впрочем, первая треть «Дворца» смотрится вполне лихо. В темпераментно и остроумно снятом прологе фильма мы знакомимся с внутренней кухней отеля, где под руководством вездесущего управляющего (блистательный Оливер Мазуччи) готовятся к наплыву гостей: жарят, парят, приводят в порядок номера. А вот на пороге один за другим появляются богатые постояльцы, которые приехали в швейцарские Альпы, чтобы с шиком отпраздновать Миллениум. Здесь собираются довольно экстравагантные персонажи из разных стран и континентов. Этакая модель современного буржуазного общества в миниатюре.

Управляющий отеля (Оливер Мазуччи) отсчитывает часы до приезда богатых гостей. Фото из открытых источников

Тут и 97-летний нефтяной магнат (Джон Клиз) с молодой, годящейся ему в правнучки розовощекой женой. И манерная французская маркиза (Фанни Ардан) с собачкой чихуахуа. И модный пластический хирург (Жоакин де Алмейда) в окружении своей паствы — изуродованных ботоксом и подтяжками старух. И загорелый американский финансовый игрок Билл Краш (Мики Рурк), внешне подозрительно смахивающий на Трампа. И вышедший в тираж порно-актер (Лука Барбарески), устало отбивающийся от поклонников и поклонниц...

И, наконец, бритый налысо русский то ли бизнесмен, то ли бандит (Александр Петров) с внушительной охраной, полуголыми моделями и набитыми долларами чемоданами от Луи Виттона. Пристроив их в похожее на бункер хранилище, он вместе с братвой смотрит по ТВ знаменитое новогоднее обращение Бориса Ельцина: «Я устал, я ухожу». (К слову, следующее за ним оптимистичное выступление Путина, которое было в оригинальной копии фильма, в нашей прокатной версии почему-то исчезло).

Знакомство с этой пестрой компанией обещает яркую сатирическую комедию. Но постепенно режиссерская комедийная легкость, знакомая нам хотя бы по его виртуозной «Резне», тает, а к середине фильма и вовсе улетучивается. Темп картины тормозит, диалоги становятся вязкими и совсем не смешными. В ход идут прямолинейные и даже скабрезные приемы и метафоры, непозволительные для мастера такого уровня, каким мы привыкли считать Романа Полански.

Собачка, которую кормят исключительно черной икрой, гадит прямо в номере на белоснежные простыни. Хозяйка собачки тем временем соблазняет молодого польского сантехника, суля ему хороший гонорар за секс-услуги. Престарелый магнат умирает во время полового акта под оседлавшей его дебелой женушкой. Порно-актер поневоле демонстрирует соседу по писсуару свое достоинство невероятного размера. Уж чего-чего, а сортирно-генитального юмора я от Полански не ожидал...

Сама новогодняя ночь в трактовке режиссера превращается в оргию чревоугодия. Гости обжираются икрой, омарами, паштетами, ананасами и прочими деликатесами, запивая это шампанским урожая 1938 года. Кого-то мутит, кто-то падает лицом в тарелку. Труп почившего миллиардера, которого выдают за живого, восседает за столом с сигарой во рту. В финале резвая собачка почему-то спаривается с пингвином. Тошнотворное действо, вызывающее рвотные рефлексы не только у персонажей фильма, но и способное отбить аппетит у части зрителей.

Впрочем, вполне возможно, что такого рвотного эффекта Полански и добивался. Социальное расслоение между утопающей в роскоши сверхбогатой прослойкой и армией бедняков во многих странах мира достигло сегодня катастрофических размеров. Но алчные миллиардеры не спешат делиться с неимущими своими зачастую неправедно нажитыми богатствами, предпочитая прожигать деньги в немыслимых кутежах. Об этой проблеме буквально кричит мировое кино последних лет, будь то премированные в Каннах японские «Магазинные воришки», южнокорейские «Паразиты», шведский «Треугольник печали», все творчество британского классика Кена Лоуча и великих братьев Дарденн из Бельгии...

Теперь об этом хриплым, грубым, срывающимся от ярости голосом вопиет еще и Роман Полански. Не случайно единственные персонажи, которые вызывают у него не презрение, а симпатию, — это терпеливые, бессловесные горничные, повара и другая обслуга отеля. Пока богачи обжираются и упиваются в хлам, они встречают новый век в подсобке, напевая «Интернационал». Но власть и деньги имущие это грозное предупреждение не слышат. О чем, возможно, в свое время еще сильно пожалеют...

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3967
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3492
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?