Московскому Центру фотографии имени братьев Люмьер исполняется 10 лет. К этой дате одно из крупнейших в Москве и России творческих, научных и коллекционерских формирований, специализирующихся на фотоискусстве, подготовило масштабную выставку из собственного собрания. По сути, это история страны в ХХ веке, запечатленная самыми талантливыми ее фотографами.
Галерея, носящая имя великих французских мастеров светописи, появилась в Центральном доме художника в 2001 году. Но быстрый рост коллекции заставил искать новое помещение — и в 2010-м собрание переехало в культурный кластер «Красный Октябрь», заодно из галереи превратившись в Центр. Сейчас в коллекции более 13 тысяч снимков 330 фотографов. «Для нас были важны имена авторов и те их работы, которые оказывали прямое влияние на развитие фотографического искусства в нашей стране, — подчеркивает основатель и шеф-куратор Центра Наталья Григорьева-Литвинская. — Исследуя частные авторские архивы, организуя параллельно выставки, покупая на аукционах по всему миру, мы делали все, чтобы воссоздать полную картину движения жанров, концепций, школ и направлений фотографии внутри каждого периода. За 10 лет многие из наших выставок отечественной фотографии стали полноценными открытиями забытых имен, а зачастую и целых эпох, ушедших волею судьбы из музейных и галерейных проектов».
В полном объеме юбилейную выставку Центр планирует показать летом, когда, надеются здесь, публичные акции вновь станут возможными. Но уже сейчас можно совершить виртуальный тур по музею. А с нашей газетой кураторы щедро поделились некоторыми топовыми работами экспозиции, самая ценная часть которой — винтажи, то есть отпечатки, сделанные при личном участии авторов снимков. Таков, например, знаменитый «В.И. Ленин в рабочем кабинете в Кремле» Петра Оцупа — мастера, чьи снимки, между прочим, брались за основу изображений вождя на ордене Ленина и советских деньгах. Не менее известен «Комбат» Макса Альперта, запечатлевший момент подъема красноармейцев в атаку в 1942 году.
Есть работы, несущие не только пафос эпохи, но и искреннее человеческое тепло и юмор. Как, например, «Повариха» Марка Маркова-Гринберга, улыбающаяся зрителю из-за горы вымытой посуды.
Иной раз, глядя на снимки, совершаешь настоящие открытия. Оказывается, была и у нас вполне себе эротика, можно даже сказать, жанр ню, и где — в рекламе парфюмерной продукции, и когда — в 1940-е годы!
По праву Центр гордится собранием фотографий поры оттепели: «Зима» Юрия Лунькова, «Зимний вечер» Андрея Князева, «Поединок» Всеволода Тарасевича и другие работы 1960-х — частичка той исповедальной волны, что захватила советское искусство, дав фильмы Хуциева, стихи Евтушенко, прозу Трифонова, породив знаменитый спор физиков и лириков.