Между тем имена некоторых потенциальных "общественников" из первого списка уже стали известны. Это врачи и космонавты, писатели и спортсмены, композиторы и актеры - сплошь уважаемые, известные и заслуженные люди. Однако у большинства практически нет опыта работы собственно в политической сфере. Станет ли новый институт эффективным "надзирающим" за властью, проводником и защитником интересов гражданского общества? Ситуацию комментирует ведущий аналитик Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Дмитрий ПОЛИКАНОВ.
- Смогут ли, к примеру, композитор Шаинский и гимнастка Кабаева, чьи имена называют в качестве возможных членов Общественной палаты, на экспертном уровне контролировать процесс законотворчества, ход реформ?
- Общественная палата должна доводить до власти позиции, интересы представителей разных сфер деятельности, всех социальных групп населения. Поэтому по вопросам культуры будет значимо мнение умудренного опытом композитора Шаинского, а чтобы "всем рекордам наши громкие дать имена", власть предержащим неплохо бы знать мнение и таких молодых, но широко известных и компетентных спорт-сменов, как та же Алина Кабаева. Как я понимаю, изначально планировалось сделать состав Общественной палаты сбалансированным. В ней должны быть представлены и швец, и жнец, и на дуде игрец, чтобы суммарно они могли донести чаяния и умонастроения людей до политического олимпа. Вопрос в том, чем будет заниматься этот представительский орган. Если он создан как площадка для дискуссий по тем или иным решениям власти, то разношерстность состава - плюс. Обсудить, просмотреть отчетность, учесть расчеты экспертов. Но если участники Общественной палаты бросятся переоценивать законодательные акты, инициативы и выдвигать собственные - не исключены сложности. У большинства "общественников" по этим вопросам профессионального потенциала недостаточно. Впрочем, ситуацию сможет корректировать меньшинство, поднаторевшее в хитросплетениях российской политики. Благо, в числе членов Общественной палаты, если сведения о списке N 1 подтвердятся, присутствуют и политологи, и даже экономисты, и, возможно, представители прессы...
- Оппозиция заведомо критикует Общественную палату. А как к ней относятся россияне?
- Согласно недавним исследованиям ВЦИОМа, большая часть населения к созданию палаты относится положительно. Или выжидательно: практика, мол, покажет. 22 процента россиян считают, что главная задача нового института - гражданский контроль над действиями власти, а 18 процентов (это пока маловато) верят, что "общественники" все-таки смогут давать квалифицированную экспертную оценку законопроектам. Еще 16 процентов наших сограждан видят роль палаты в гласном обсуждении общественно важных проблем.
- Но способно ли наше гражданское общество на его нынешнем зачаточном уровне использовать Общественную палату как инструмент работающей демократии реального контроля?
- Если имена 42 человек "от президента" практически определились, то с теми, кто войдет в состав палаты от регионов, интрига сохраняется. Между тем как раз от них во многом будет зависеть степень взаимодействия палаты и населения. Когда инфраструктура сформируется полностью, станет понятно, способны ли представители гражданского общества действенно участвовать в работе Общественной палаты на местах. С моей точки зрения, правильно, если в палату попадут не только "благополучно-знаменитые", но и, скажем, люди, давно и успешно работающие в правозащитной и социально-защитной сфере, за которыми стоят реальные организации. Если это произойдет, то спустя небольшое время, думаю, можно будет говорить о том, что палата стала весьма эффективным инструментом гражданского общества.
- А чего это вдруг власть с таким энтузиазмом поддерживает появление народного контроля над своими действиями?
- Я думаю, власти - если она не на словах, а на деле демократическая, - Общественная палата необходима не меньше, чем населению. В качестве дополнительного инструмента связи с обществом, для укрепления работающей, а не декларативной (и декоративной) демократии, для общественного "благословения", в конце концов властных инициатив.