Так, в высказываниях посетивших Россию руководителя делегации ПАСЕ Лорда Джадда, председателя Комитета министров Совета Европы Умберто Раньери и генерального секретаря СЕ Вальтера Швиммера ныне звучало значительно меньше критики и больше конструктивного. Они в целом признали наличие "существенного прогресса в деле установления мира в Чечне", а также "положительных сдвигов в изменении гуманитарной ситуации" в этой российской республике. А Умберто Раньери даже выразил надежду, что "российская делегация в полном составе примет участие в открывающейся сессии ПАСЕ".
Чего ждать России от европейского форума и как строить с ним отношения? Наш корреспондент обратился за комментарием к председателю Комитета по международным делам Госдумы Дмитрию РОГОЗИНУ.
- Дмитрий Олегович, каково ваше впечатление от встреч с побывавшими в РФ представителями СЕ?
- В целом, на мой взгляд, их визит носил деловой и конструктивный характер. Члены делегаций выражали удовлетворение программой поездки в Чечню. По их высказываниям, они были поражены открытостью обсуждения чеченской проблемы в нашей стране, особенно на парламентских слушаниях. А фраза лорда Джадда о том, что "нет государств без пятен", воспринимается нами как конструктивный настрой на сотрудничество с Россией. Что касается содержания его доклада, который он представит на сессии ПАСЕ, то пока трудно предположить, какие оценки и предложения он в него заложит. У нас уже имеется достаточный опыт того, как представители СЕ, находясь в России, говорили одно, а в Страсбурге заявляли совершенно другое.
- Как обстоят дела с поездкой нашей делегации в Страсбург? Изменится ли позиция Думы по этому вопросу после визита представителей СЕ? И когда Россия вновь станет полноправным членом ПАСЕ?
- Наша позиция не изменилась. Российская делегация сможет вернуться в Страсбург только после того, как будут восстановлены в полном объеме ее права в этом представительном европейском форуме. Мы не собираемся находиться там только в качестве статистов, а хотим принимать активное участие в работе данной организации. Однако это не означает, что российская позиция по Чечне в Страсбурге не будет услышана. Совет Государственной Думы решил, что на сессию ПАСЕ будет направлен только председатель Комитета по международным делам.
Что касается перспектив восстановления наших прав в полном объеме, то на предстоящей сессии я их расцениваю как 50 на 50. Думаю, что парламентарии ПАСЕ вряд ли захотят так быстро исправить свою ошибку, чтобы не потерять, как говорится, лицо. А то, что это ошибка, видно хотя бы из того, что, дискриминировав Россию в правах, ПАСЕ тем самым сама дистанцировалась от участия в реальном урегулировании чеченского конфликта. Полагаю, что Россию "тихо" восстановят в правах на зимней сессии, когда будет проводиться подтверждение полномочий всех национальных делегаций ПАСЕ.