Владелец «Спартака» Леонид Федун отправил на имя председателя городской межведомственной комиссии по наименованию улиц и других объектов города Москвы письмо с просьбой увековечить имена легендарных спартаковцев: Нетто, Хусаинова, Крутикова, Парамонова, Жмелькова, Исаева, Ильина, Черенкова, Татушина, Тищенко, Огонькова, Сальникова, Масленкина, Цымбаларя. Перечень большой, но ведь и строительство вокруг спартаковской арены сейчас ведется масштабное.
Как видим, в этой компании спартаковцы разных поколений — от Владислава Жмелькова, игравшего за «Спартак» еще до 1941 года, а потом геройски воевавшего, до Ильи Цымбаларя, родившегося уже после смерти Жмелькова. Как рассказала «Труду» трехкратная олимпийская чемпионка и глава Союза российских спортсменов Галина Горохова, ей не раз доводилось обращаться с подобными предложениями в мэрию Москвы и к другим градоначальникам. Но по большей части они не были услышаны.
Так, была идея назвать улицу в Севастополе именем первой нашей олимпийской чемпионки по плаванию Галины Прозуменщиковой — уроженки города-героя. Но из Крыма пришла отписка: спортсменка-де большую часть жизни провела в Москве, вот и пусть столичные власти увековечат имя чемпионки.
Сразу после смерти бывшего капитана сборной СССР по футболу Валентина Иванова его вдова, двукратная олимпийская чемпионка по гимнастике Лидия Иванова-Калинина дважды обращалась с предложениями дать имя мужа одной из улиц недалеко от стадиона «Торпедо», за которое играл Валентин Козьмич. Там сейчас идет строительство новых жилых кварталов. Но ее тоже не услышали.
Хотя есть и другие примеры. Когда Вячеслав Фетисов после своего возвращения в Россию из-за океана получил высокую должность и начал открывать ледовые арены, его именем были названы несколько из них. И это, подчеркнем, при жизни героя...
Здесь трудно обнаружить закономерность, это похоже на игру без правил. Всеволода Боброва по его вкладу в отечественный спорт вполне можно поставить рядом с Львом Яшиным: он тоже олимпийский чемпион, был капитаном и футбольной, и хоккейной сборных СССР, тренером национальной команды. Но идею увековечить его имя столичные власти не приняли, удалось назвать только улицу в родном городке Сестрорецке.
Показателен пример с Давидом Тышлером — первым нашим олимпийским призером, самым титулованным в мире тренером по фехтованию. После его смерти просили дать возможность разместить урну в стене кладбища близ Сиреневого бульвара, где Тышлер жил. На письмо от Союза спортсменов и Олимпийского комитета России мэрия ответила отказом. Лишь когда в дело включился лично глава Федерации фехтования миллиардер Алишер Усманов, на том самом кладбище в престижном месте выделили участок для захоронения.
Вообще-то и в советские времена, в пору расцвета отечественного спорта, имена кумиров не принято было давать улицам и стадионам. Только в новейшей истории лед тронулся. В Тбилиси центральная спортивная арена с 1938-го до 1953-го носила имя Берии, потом Ленина, и лишь в 1995-м ее переименовали в честь футболиста Бориса Пайчадзе. В 1996 году на окраине Москвы в Новокосино появилась улица Николая Старостина, одного из основателей «Спартака». Хотя жила большая семья Старостиных всегда в центре Москвы. В 1997-м стадиону «Торпедо» присвоили имя легендарного торпедовца Эдуарда Стрельцова.
Именем Льва Яшина, чья жизнь тоже прошла в Москве, сначала назвали улицы в Тольятти и Грозном, а уже потом, в декабре 2013-го, на окраине столицы появилась яшинская улица. В 2018 году имя Льва Ивановича получила домашняя арена «Динамо», а Проектируемый проезд был переименован в улицу Игоря Численко. На сей раз имена знаменитых футболистов получили объекты, близ которых они жили...