Долгожданный фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» вышел на российские экраны в рекордном количестве копий.
Морской пехотинец Джейк Салли (Сэм Уортингтон) был храбр, но не обременен интеллектом. Ради родины ему пришлось пожертвовать подвижностью ног, но для ученых, работавших на планете Пандора, и парализованный Джейк годился: нажатие кнопки — и он оказывался в аватаре, синем трехметровом послушном теле коренного пандорианца.
Помимо новых ног Джейка ждала и новая родина: планета с летающими скалами, чудесными животными, деревьями, общающимися друг с другом, и синим народом, главы которого сообщили морпеху, что именно пустота в голове и поможет ему воспринять все то, чем они готовы поделиться.
Смотреть красивую картину Джеймса Кэмерона, не снимавшего 10 лет, тоже неплохо бы с ничем не заполненной головой. А то память будет услужливо подсовывать то Миядзаки, то Киплинга, то легенду о Покахонтас, то невинное лицо героя «Обитаемого острова».
И если не разрешить себе побыть пустым хотя бы эти два с лишним часа, то вложенную в уста пандорианцев буддийскую притчу о налитой до краев чашке, в которую больше ничего не влезает, придется прочувствовать в полной мере. Впрочем, такой материализации понятия «связь», которую показывает Кэмерон, кажется, не было еще нигде: обитатели Пандоры общаются со своими животными, птицами и деревом, поющим голосами предков, с помощью особых волосков на конце их косиц — сплетение волосков дает возможность сливаться потокам разных энергий, которую синие люди чувствуют и берегут.
А люди телесного цвета — нет: руководительница научного проекта (Сигурни Уивер) дала Джейку задание просто изучать, полковник (Стивен Лэнг) — изучать, чтобы подавить, бизнесмен, мечтающий о крупном месторождении дорогого минерала (Джованни Рибизи), — изучать, чтобы обмануть. Человеческие знания и действия Кэмерон противопоставляет чистым пандорианским чувствам — в том эпизоде, где Джейк окончательно завоевывает расположение племени, приручив опасную птицу, вообще не упоминается о том, как именно он это сделал. И это намек, опять же с буддийским оттенком: будешь думать, как сделать, никогда не сделаешь, будешь чувствовать — все получится.
Это подтверждается и филигранно выстроенной битвой вооруженных луками инопланетян и оснащенных техникой людей: у Кэмерона это выглядит как бой живого с неживым. Так что у Джейка имеется множество причин добавить к забравшей у него ноги родине приставку «экс», а у режиссера — отзываться о ней без восторга. Однако сборы жители этой планеты «Аватару» сделают, потому что очень любят смотреть на собственную гибель и моральные уродства в высокохудожественном оформлении.