- Проблемы роста ребенка, да и вообще роста любого организма необычайно интересны. Скажем, спортивным врачам и тренерам известна специальная формула, по которой можно рассчитать, какого примерно роста будет человек, годится ли он для определенного вида спорта или нет. Почему растет ребенок? Потому что его организм стремится достичь оптимального соотношения энергопотребления и энергоотдачи для каждой клетки. Мне удалось установить: существуют очень жесткие закономерности, позволяющие клеточной массе расти до определенных пределов. То есть, если мы будем усиленно кормить мышь, то все равно не выкормим ее до размеров слона. Но она будет крупней мыши, питающейся кое-как.
- Напрашиваются аналогии с человеком?
- Конечно. Допустим, родители невысокого роста приводят ребенка тоже, как правило, маленького росточка и жалуются на то, что у него в школе проблемы: в шеренге стоит последним, одноклассники подтрунивают, он нервничает. Как быть, спрашивают, нельзя ли, чтобы он быстренько подрос? В принципе можно. Но зачем?
- Вы же сами сказали, что ребенок маленького роста, особенно мальчишка, подвергается насмешкам, живет в условиях полустресса. Почему бы ему не помочь?
- Помочь надо. Только не навредить. Обусловленность роста детей ростом их родителей - известная закономерность, но не строгое правило. Допустим, здоровый, но невысокий ребенок начнет принимать гормон роста. Конечно, он вырастет. Но надо быть крайне осторожным: что-то ведь "заставляет" этого ребенка быть невысоким. Не только его генетическая предрасположенность, а, возможно, что-то еще. Поэтому, прежде чем приступать к преобразованиям облика ребенка, наращивать мышечную массу или "подращивать" его, надо разобраться в причинах. Быть может, есть хроническое заболевание, не позволяющее нормально усваивать пищу? Может, он тратит слишком много энергии, потому что непоседа и его просто надо лучше кормить? И только когда убедитесь, что ребенок практически здоров, можете постепенно приступать к мягкой коррекции - просто изменить соотношение расхода и потребления энергии. Для этого бывает достаточно диеты и специальных тренировок.
А вот родителям, предлагающим своим здоровым, но невысоким детям подрасти с помощью таких радикальных мер, как гормонотерапия, следует знать: тем самым они, вероятно, ухудшают качество их жизни.
-Вы готовы это доказать?
- И доказываем. Вместе с лабораторией клинической биофизики и прецизионной диагностики Института гриппа мы создали термодинамическую модель развития ребенка. С ее помощью мы можем почти с математической точностью ответить, к примеру, на такой вопрос: что произойдет с ребенком маленького роста, живущим на Крайнем Севере, если вдруг он захочет стать "толстым и красивым". Если он решит наращивать свою мышечную массу и начнет заниматься штангой, - скорее всего, не сможет жить в тундре: ему придется изменить весь жизненный уклад: пищевой рацион, температуру в чуме и прочее. При этом он, скорее всего, станет плохим охотником, рыболовом, оленеводом...
Японцы, к примеру, невысоки, сухощавы. А вот дети тех японцев, что переезжают на постоянное жительство в Соединенные Штаты, вырастают, как правило, высокими и крепкими, о связи со Страной восходящего солнца напоминает только их традиционный разрез глаз. Однако живут "американские" японцы в среднем меньше своих собратьев, никогда не покидавших родину. Так что отказ от формировавшегося веками уклада жизни стоит довольно дорого.
- А если мы вывезем маленького ненца, допустим, в Москву?
- По-видимому, с ним произойдет то же самое, что и с японцами в США. Он станет выше ростом, шире в плечах, но жить будет по-другому: возможно, длительность его жизни сократится.
Кстати, это серьезная государственная проблема. Должны ли мы при оценке роста и развития якутского, скажем, ребенка использовать европейские стандарты? Ведь давно доказано: дети коренных народностей Севера существенно отличаются от европейских. Да возьмите, к примеру, сосну. На севере она низкорослая. Но по сравнению с чем? С сосной из корабельной рощи под Санкт-Петербургом. Но если она растет на севере, и вы не собираетесь ее никуда вывозить, то, может, и не надо, чтобы она была такой уж стройной? На Крайнем Севере такая высокая красавица замерзнет в первую же зиму...
- Допустим, ребенок, генетически предрасположенный к нормальному росту, по тем или иным причинам плохо питается. Не надо ничего "моделировать", чтобы предположить: своей "ростовой планки" он, скорее всего, не достигнет. Так?
- Правильно. Но на ростовой, как вы выразились, планке свет клином не сошелся. Существеннее другое. Если в период роста ребенок недополучал пищи, если вся его энергия уходила на "основной обмен", а на "рабочую прибавку" не хватало, то, будучи взрослым, он, скорее всего, будет болезненным, легко уязвимым. С помощью термодинамической модели развития мы можем достаточно точно прогнозировать: что хорошо и органично именно для этого ребенка, что обеспечит ему комфортное существование - и сегодня, и через пять лет, и через двадцать пять...
- Скажите, Вячеслав Григорьевич, а можно ли добиться, чтобы ребенок вообще не болел?
- Наверное, можно. Но зачем? Я думаю, ребенок должен болеть - это тоже своеобразная тренировка его иммунитета. Вот если бы мы могли ему гарантировать, что во взрослой жизни он никогда не столкнется с инфекциями, суровыми природными условиями, стрессами - тогда имело бы смысл оберегать его от малейшего ветерка. Но поскольку такой гарантии дать невозможно, - пусть болеет, в разумных, конечно, пределах, под присмотром врачей и любящих родителей. Речь, разумеется, не идет о тяжелых болезнях, опасных для жизни, - боже упаси! Их, конечно, нужно лечить - как можно раньше и используя весь арсенал современной медицины.
Хотите маленький пример? На Фарерские острова моряки какого-то судна завезли однажды корь. На островах, где 60 лет не было этого заболевания, заразилось все население. Кроме стариков старше 60 лет, организм которых с детства "помнил" эту инфекцию.
Так что, все нужно делать вовремя, даже болеть. Будьте здоровы.
Беседу вела