«Для достижения высоких темпов развития российской экономики, промышленности прежде всего необходимо решить вопрос с нехваткой квалифицированных кадров», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков на заседании штаба по проведению приемной кампании 2023/24 учебного года. И отметил, что ежегодно увеличивается число бюджетных мест по специальностям и направлениям, «имеющим определяющее значение для технологического и экономического развития России». В этом году, по словам министра, на них выделено 251 783 места, в том числе на специальности «информатика и вычислительная техника» — почти 50 тысяч мест, «машиностроение» — более 21 тысячи мест, «электро- и теплоэнергетика» — почти 20 тысяч мест, «техника и технологии наземного транспорта» — более 18,5 тысячи мест. Но найдется ли в стране требуемое число абитуриентов «с техническими наклонностями»?
Год назад это уже стало серьезной проблемой. Будущим инженерам выделили тоже 251 тысячу бюджетных мест, на которые желающим требовалось лишь прилично сдать профильную математику. Но, по данным Рособрнадзора, среди всех школьных выпускников — 2022 обнаружилось лишь 240 тысяч человек, сумевших получить на математическом ЕГЭ достаточный для поступления балл. А ведь из них немалая часть после школы подали документы на другие направления — экономические, педагогические и т. д. Ныне дефицит абитуриентов на технические специальности ожидается не менее серьезный, поскольку ЕГЭ по физике почти никто не сдает, химию сдают мало. По данным Рособрнадзора, в нынешнем году количество выпускников, которые выбрали ЕГЭ по химии, снизилось на 9 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Физика вообще впервые выбыла из тройки самых популярных ЕГЭ по выбору, уступив место более актуальной в нынешние времена информатике. Не потому ли в педагогических кругах множится число сторонников отмены ЕГЭ, который не только показывает картину реальных просчетов средней школы, но и дает школярам реальный выбор, кем им быть?
Результаты все более печалят и власть, и общество. Но то ли еще будет? На совещании по этой проблеме, которое в начале года провел секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, министр Валерий Фальков пообещал с 2024 года при наборе в вузы на инженерные специальности «уменьшить акцент на русский язык». До такого пока у нас даже торговля не додумывалась. И если полвека назад молодежь с удовольствием цитировала стих «что-то физики в почете, что-то лирики в загоне», то теперь, похоже, все наоборот.
И то не совсем: социологический опрос, проведенный несколько лет назад в Воронежской, Липецкой, Курской и Орловской областях для анализа настроений и предпочтений педагогического сообщества, выяснил: театр посещают менее 5% педагогов, новые фильмы смотрят менее 4%, почитать книгу предпочитают лишь 8,4%.
В свое оправдание школьные учителя говорят о скрытой нехватке кадров, когда ради заработка они вынуждены брать по полторы и даже по две ставки. Нагрузка для одного учителя в этом случае при норме в 18–24 часа в неделю может составлять более 30 и даже 40 часов — как у монтажника, повара или автослесаря. А ведь педагогу нужно еще подготовиться к следующему учебному дню — хотя бы перечитать учебник!..
Позорно низкой зарплатой большинство аналитиков объясняют и постоянно падающий престиж инженерных специальностей в целом. Даже в благополучной Москве средняя зарплата инженера с пяти-шестилетним опытом работы в 2023 году, по официальным данным, составляет 87,7 тысячи рублей, а начинающего — лишь 68,7 тысячи (меньше средней по городу — 71,7). В Петербурге инженеру платят 56–57 тысяч (чуть меньше, чем частному охраннику), в Красноярске — 53,7, в Омске — 43,8, в Ростове-на-Дону — 41,8, в Челябинске — 39,5 тысячи. При этом в Челябинском городском бюро по трудоустройству работника склада (без опыта) приглашают на 42 тысячи, «рабочего на производство» (тоже без опыта) — на зарплату до 90 тысяч. И если у этих людей есть дети-старшеклассники, им будет нетрудно сделать правильный выбор.