Как только начинаются информационные передачи, люди (сам тому не раз был свидетелем) бросают дела и бегут к телевизору и замирают перед ним. Будь ты, скажем, в Батуми или в маленьком поселке Шурами. И главный вопрос витает в воздухе: чем закончится противостояние? А главное - как?
- Я думаю, разойдутся с миром, - говорит мне водитель маршрутки Рамин Хаджишвили.
- Все будет хорошо, - словно успокаивает себя безработный из Батуми Руслан Шаповал.
Пережив за последние годы не одну гражданскую войну, Грузия боится попасть в очередную кровавую ловушку. Но и то, что происходит сейчас, далеко не случайно. И состоявшиеся выборы в парламент - удачные или нет, сфальсифицированные или все-таки честные - скорее, повод для нынешнего политического взрыва. Рано или поздно в той или другой форме нечто подобное должно было произойти. В стране разруха - только "в промышленно развитом" Тбилиси 50 процентов безработных. Пенсии крошечные - 14 лари - 7 долларов. И те вовремя не дают. Задолженность по выплатам составила в этом году 50 миллионов лари. Огромная сумма - 5 процентов всего бюджета. За август - сентябрь, говорят, не выдавали вообще. А бензин - получается 50 американских центов за литр 93-го. Медицинское обслуживание тоже дорогое. Например, операция по удалению аппендицита стоит 300 "баксов". За обучение после 9-го класса надо платить... Обнищание достигло крайней точки. Получается почти по Ленину: низы не хотят так жить, а власти, судя по всему, оказались не готовы управлять по-новому.
Хотя есть разные версии происходящего. По одной из них, которую мне поведал знаток закулисной жизни Тбилиси, дров, дескать, наломал местный олигарх, сподвижник Березовского - Бадри Патаркацишвили.
- Понимаешь, - объяснял мне собеседник, - Бадри создал информационную империю. В его руках телеканалы "Имедиа", "Мзе" и, видимо, популярный "Рустави-2", который поддерживает оппозицию. Бадри хочет всем и всеми заправлять, финансирует и власти, и оппозицию. Но плохо рассчитал последствия, заигрался.
...Газончики на проспекте Руставели, возле входа в парламент, вытоптаны многочисленными толпами. Ни травинки. Ни былинки. В минувшие субботу и воскресенье оппозиция ушла на отдых. Проспект Руставели жил обычной своей городской жизнью. Не перекрывали движения. Не было шествий и митингов. Но народ все равно здесь собирался. На тротуаре поставили столики. За ними по двое сидят молодые ребята. Перед ними - белые листки с требованием ухода президента. Еще в четверг сразу после многотысячной манифестации начался сбор подписей - тех, кто этот призыв поддерживает. При этом надо показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Сегодня собрал 400 подписей - сам решил это делать, - говорит мне Леван Гогичаишвили. - Учусь в юридическом колледже на втором курсе. Лично я не против Шеварднадзе, но надоело так жить: стипендию, например, никому из студентов не платят.
Расписывается в анкете Лиана Чавчавадзе. Она пришла к парламенту с двумя дочерьми.
- Почему вы против президента?
- Сколько лет он во главе страны? И только 3 процента грузин живут хорошо. Я вот педагог в частной школе, зарабатываю сто лари в месяц, это 50 долларов. Муж Георгий - в частном компьютерном центре трудится. Налогами его замучили. Он человек честный, ему особенно тяжело.
- А где же выход, Лиана?
- Правительство должно уйти, и президент тоже. И тогда все наладится...
- Я ехал мимо, - делится Тамаз Учава, - решил тоже подписать. Я родом из Сухуми. По вине Шеварднадзе мы потеряли Абхазию, свою землю. А жили мы тогда рядом с обезьяньим питомником. Убежали на украинском военном корабле. Купили дом в Тбилиси. Я по специальности - зубной техник, но работы нет. А родители мои уехали в Волгоград. Папа Эмзари, он раньше работал машинистом поезда, сам цех организовал по пошиву обуви - и торгует ею с мамой на рынке.
К столикам подбегает какая-то женщина и начинает кричать: "Вы хотите крови, да? Вы этого добьетесь!". Ее слушают молча.
Тамаз рассказывает последний политический анекдот от оппозиции. "К Шеварднадзе на прием пробился какой-то мужчина: "Я вас тогда спас, когда вы тонули". - "О, да, я вспомнил, - отвечает Шеварднадзе. - Что я могу для вас сделать?" - "Прошу вас, господин президент, никому не рассказывайте об этом"...
Оппозиция с конца минувшей недели начала новую форму протеста - призвала к акциям неповиновения. Предлагается не посещать местные органы власти, не платить налоги. Создается некая протестная инфраструктура. Грузинские газеты полны тревожных заголовков и сообщений. "Не трогайте энергетику" - это энергетики обращаются с просьбой к каждому гражданину: невзирая на политические взгляды, не допустить использования энергообъектов в качестве политических рычагов.
Грузинские спортсмены, в том числе чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр, требуют от властей воздержаться от радикальных действий. А вот еще анонсы газет - "Политический хаос в транспортной системе", "Кто подхватит власть из дряхлеющих рук Шеварднадзе", "Грузия на грани развала", "Оппозиция не собирается штурмовать госканцелярию"... И далее в том же духе.
Но стоит отойти от парламента, и словно нет особых катаклизмов. Работают рестораны, кафе, магазины. Тбилисцы пьют кофе, покупают мороженое, целуются влюбленные, ходит метро и общественный транспорт. Буквально в нескольких метрах от парламента на проспекте Руставели работает сутки напролет ярко расцвеченное казино "Фламинго". У каждого в этой "сдвинувшейся" жизни свои ставки...