Участие работодателей в образовательном процессе крайне важно для подготовки качественных специалистов. Чтобы программы обучения соответствовали реальным потребностям экономики, российский бизнес включается в подготовку кадров на самых ранних этапах.
«С учетом демографических вызовов в ближайшие годы экономика России будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров, абсолютно точно, это мы должны понимать. Мы с этим будем жить в ближайшие годы», — заявил президент РФ Владимир Путин в апреле во время съезда Федерации независимых профсоюзов России.
Между тем крупный отечественный бизнес уже многие годы усерд-но работает над подготовкой профессиональных кадров. Одним из флагманов этого процесса является крупнейшая нефтяная компания страны — «Роснефть». В компании работают свыше 300 тысяч человек, что делает ее одним из крупнейших работодателей Российской Федерации. И уже почти 20 лет «Роснефть» ведет активную работу по формированию кадрового резерва среди школьников и студентов в регионах присутствия.
Политика компании направлена на постоянный приток профессионально подготовленной молодежи, подготовку выпускников образовательных организаций всех уровней, в процессе которой они становятся лучшими в своих областях, а затем — на их максимально быструю и исключительно эффективную адаптацию на предприятиях.
В 2005 году «Роснефть» создала систему непрерывного образования, которая получила название «Школа — вуз — предприятие». Ее цель — обеспечить приток молодых специалистов с высоким уровнем подготовки. С 2024 года эта программа была расширена — к ней добавились колледжи, соответственно, название изменилось на «Школа — колледж/вуз — предприятие». На сегодня она охватывает 58 школ, в которых открыты 110 «Роснефть-классов», 65 колледжей и более 80 вузов.
Для школьников и студентов
Школа является первой ступенью масштабной корпоративной системы непрерывного образования «Роснефти». На этом этапе компания в сотрудничестве с образовательными организациями создает специальные «Роснефть-классы». На этой стадии проходят профориентация и подготовка школьников к поступлению на профильные направления в вузы.
Второй ступенью системы наряду с уже существующей вузовской является подготовка кадров востребованных рабочих профессий. В этой сфере «Роснефть» принимает активное участие в федеральном проекте модернизации системы среднего профессионального образования «Профессионалитет» в качестве индустриального парт-нера. Это предполагает участие в актуализации образовательных программ, организацию стажировок преподавателей, а также развитие инфраструктуры колледжей. И, конечно, речь идет о целевом обучении студентов в колледжах-партнерах с последующим гарантированным трудоустройством в компанию с прицелом на обеспечение стратегических проектов «Роснефти», а значит, самых современных и развивающихся.
Еще одной составной частью второй ступени системы непрерывного образования «Роснефти» является работа с высшими учебными заведениями по вопросам подготовки инженерных кадров.
По информации компании, на сегодняшний день у «Роснефти» уже 80 вузов-партнеров, более 25 тысяч студентов и преподавателей которых участвуют в мероприятиях нефтяной компании. Ежегодно «Роснефть» приглашает в качестве практикантов более 6,5 тысячи студентов вузов.
Кроме того, на базе вузов открывает собственные кафедры и запускает магистерские программы.
Компания также способствует обучению и иностранных студентов. Например, в сентябре научный институт «Роснефти» в Уфе открыл магистратуру для иностранных студентов на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) по направлению «Нефтегазовое дело». Первыми студентами программы стали 10 абитуриентов из Египта, Нигерии и Камеруна. В рамках программы специалисты компании совместно с преподавателями вуза будут обучать студентов проектированию, разработке и добыче на нефтяных и газовых месторождениях на суше и шельфе, работе в цифровых программных продуктах «Роснефти», знакомить с инновационными технологиями бурения скважин и многому другому. Обучение будет проходить на английском языке. Таким образом, специализированная образовательная программа будет доступна большинству иностранных студентов, не владеющих русским языком.
«Нефтяная монополия» и экспедиция
Система непрерывного образования «Роснефти» не завершается и на третьей ступени — компания трудоустраивает еще вчерашних выпускников учебных заведений на свои предприятия. Система продумана таким образом, что позволяет развивать компетенции каждого работника на протяжении всей его работы. В зависимости от выбранной карьерной траектории и потребности бизнеса определяется набор требуемых сотруднику компетенций, проводится их оценка и формируется план индивидуального развития и обучения.
По последним данным, каждый год в компанию трудоустраиваются более 2,5 тысячи выпускников колледжей и вузов. Возможности для молодежи с точки зрения саморазвития достаточно широки: работа с наставником и ускоренная адаптация, участие в научно-технических конференциях, спортивные и творческие программы, участие в волонтерском движении и, конечно, социальный пакет.
При этом развитие компетенций молодых специалистов происходит в различных форматах. Один из них — игровой. Так, специалисты «Роснефти» разработали настольную игру для обучения работников нефтегазовой отрасли. Участники «Нефтяной монополии» (так называется игра) проходят все этапы развития месторождения начиная от поиска и разведки до проектирования и ввода в эксплуатацию.
Игра по интегрированному моделированию предназначена для специалистов любого уровня и направления, включая студентов.
Игровое поле команд поделено на три блока: геология и разработка, обустройство и экономика. Бросая кубик и перемещая свой жетон по полю, участник отвечает на вопросы по нефтегазовому делу, а также знакомится с корпоративным программным обеспечением «Роснефти» и принимает решения по развитию своих активов. В игре могут произойти случайные события — от изменения налогового законодательства до внедрения инновационных технологий.
Победителем становится участник или команда, разработавшие месторождение с наибольшей экономической эффективностью. Игровые техники помогают совершенствовать навыки построения стратегии развития активов в условиях конкуренции рынка и ограниченности ресурсов.
Более 50 экземпляров «Нефтяной монополии» уже переданы предприятиям периметра «Роснефти» и сторонним нефтегазовым компаниям. Для подготовки кадров в нефтегазовой отрасли игру планируется передать в восемь вузов страны, в том числе корпоративным кафедрам компании в Уфимском государственном неф-тяном техническом университете и Уфимском университете науки и технологий.
В настоящий момент специалисты уфимского института разрабатывают курс для обучения специалистов и студентов правилам игры и работают над перспективой цифровизации игры для последующего создания электронной версии.
Кроме того, «Роснефть» регулярно проводит обучающие увлекательные семинары для молодых специалистов. Например, в сентябре научный институт в Самаре провел XIII обучающую геологическую экспедицию для молодых специалистов-геологов. За три недели участники преодолели на катамаранах полностью автономный маршрут протяженностью свыше 280 км. Их путь пролегал по реке Фомич в труднодоступном регионе Заполярья — северных отрогах Анабарского плато.
Молодые специалисты приобрели уникальный опыт полевой геологической практики. На занятиях, на примере скальных обнажений, изучались горные породы различного возраста: четвертичные, третичные, меловые, кембрийские, протерозойские и архейские, а также генезис и литология отложений. Был подробно рассмотрен круг вопросов общей, исторической и структурной геологии, актуальных тематик тектоники и гидрогеологии, в том числе отложений палеозоя и протерозоя в пределах севера Сибирской платформы.
Интересные геологические и палеонтологические находки, собранные участниками экспедиции, пополнят коллекцию геолого-минералогического музея института.
В финал выходят лучшие
Для укрепления командного духа и вовлеченности работников в производственные процессы «Роснефть» ежегодно проводит смотр-конкурс «Лучший по профессии» среди представителей основных рабочих профессий и инженерных специальностей. В рамках финального этапа уже 19-го по счету конкурса в октябре за звание лучших соревновались 600 работников. А с учетом отборочных этапов участие в конкурсе приняли более 10 тысяч рабочих и инженеров.
Конкурс «Лучший по профессии» является важной частью программы мотивации, корпоративного обучения, а также повышения уровня профессионального мастерства работников, престижа рабочих профессий, культуры производства и промышленной безопасности. Конкурс способствует укреплению командного духа и вовлеченности работников.
Для расширения географии проведения смотра-конкурса и распространения лучшего опыта среди предприятий «Роснефти» финальный этап был проведен отдельно по каждому направлению в трех городах России.
Конкурсанты по направлению «Нефтепереработка и нефтехимия» состязались в Уфе на базе производственных площадок АНК «Башнефть». В соревнованиях по девяти номинациям приняли участие 140 работников из 21 дочернего общества.
Профессионалы направления «Нефтегазодобыча» встретились в Самаре на объектах «Самаранефтегаза». В соревнованиях по 11 рабочим и двум инженерно-техническим специальностям приняли участие 285 работников из 26 предприятий.
Лучших специалистов в «Неф-тепродуктообеспечении» определяли в Санкт-Петербурге на производственных площадках «РН-Северо-Запад». Участие в конкурсе по семи номинациям приняли 175 работников из 35 сбытовых предприятий.
Объективную оценку знаний, умений и навыков конкурсантов давали 147 членов жюри из руководящего состава профильных подразделений «Роснефти» и дочерних обществ.
Приоритет «Роснефти» — это забота о своих сотрудниках, сохранение их жизни и здоровья, создание комфортных условий труда. Именно поэтому в программу конкурса ежегодно включаются разделы по промышленной безопасности и охране труда. По итогам конкурса были награждены специалисты всех рабочих профессий, показавшие лучший результат в направлении «Безопасный труд».