НАШ ХИЛЫЙ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ
Если бы американское телевидение, подобно нашему, имело обыкновение в дни государственных праздников брать под козырек, сделать это для него не составляло бы ни малейшего труда. Там каждый второй блокбастер заряжен такой порцией патриотизма и оптимизма, что ставь его в эфир в красный день календаря - не ошибешься. Что бы ни происходило на экране на протяжении двух часов, в финале герой все равно будет стоять в обнимку со своей бывшей, но все простившей женой, рядом с ними - верный напарник героя (афроамериканец) и седовласый генерал (президент). И все вместе сияющими от счастья глазами будут смотреть на звездно-полосатый флаг.
У нас в свое время подобный праздничный набор тоже существовал. Вспомните: что ни ноябрьские праздники - то трилогия о Ленине. Что ни Первое мая - трилогия о Максиме. Но ничто не вечно под луной. И если на День Победы отечественному ТВ по-прежнему есть чем отчитаться (фильмов о войне-то много), то на относительно новый праздник - День России - возникают проблемы.
Вероятно, именно в силу дефицита патриотической продукции "Россия" ограничилась банальным праздничным концертом и премьерным "Кривым зеркалом". Но вот Первый в качестве "нашего ответа Чемберлену" показал "Личный номер", "отечественный боевик про русского Джеймса Бонда", как позиционировала в свое время эту работу реклама. Казалось бы, фильм полностью скроен по образцу вышеупомянутых американских агиток: в нем есть бесстрашный спецагент, его бывшая жена, мудрый генерал и т.д. Одного нет: триколора в финале и гордости за свою страну.
А гордиться Родиной хочется. Не чем-то конкретным, а просто потому, что это твоя Родина. Гордиться так, как это делают граждане десятков других государств с не менее трудной судьбой. Но не получается. Слишком агрессивно и настойчиво в первой половине 90-х уважаемые и отнюдь не глупые люди вдалбливали нам в головы, что Россия - самая что ни на есть последняя страна в мире, что быть ее гражданином стыдно и что на каждом из нас - от младенца до глубокого старика - лежит тяжкий груз какой-то вины. И кино про это снимали, и бесчисленные телепередачи делали. И вдолбили-таки.
Спроси рядового американца, почему он гордится Соединенными Штатами? Думаете, он, подобно нам, будет говорить про замечательную литературу или полет человека на Луну? Нет, он просто скажет, что Америка великая. И все. У нас так не получается. Мы с виноватым видом всему ищем объяснения.
НЕ ВИНОВАТЫЕ МЫ!
Говорили на этой неделе о гордости (простой, человеческой) и чувстве собственного достоинства в разных программах и на всех каналах и наши известные артисты. Это в связи с тем, что некоторые из них, особо именитые (Александр Абдулов, Алла Пугачева, Олег Янковский, Филипп Киркоров - всего 30 человек), написали письмо, в котором попросили президента страны (а кого же еще?) защитить их частную жизнь от вконец обнаглевшей желтой прессы.
В среду некоторые из подписантов собрались в программе "Пусть говорят". И стали жаловаться на то, как им портят жизнь бульварные журналисты. Нашли место! Это у Андрея-то Малахова, известного своей абсолютной беспринципностью в выборе тем, готового полоскать чье угодно нижнее белье!..
Под занавес выпуска Ирина Аллегрова рассказала о леденящем душу случае журналистской клеветы. Не так давно ей пришлось ехать на концерт в Тамбов. Пять часов туда, пять - назад. Так вот, как написали в одном издании, она якобы загрузила в машину - для "расслабухи" - ящик водки. Ну вроде как это ее привычная норма в подобных экстремальных ситуациях. "Что за бред? - возмущалась певица. - Скажите, ну разве я похожа на алкоголичку?" Зал дружно и громко промычал что-то непонятное. "Ну вот, - согласилась со зрителями Ирина. - И мама, которая прочла эту заметку, спросила меня, когда я вернулась: а где же ящик-то?"
Лейтмотив всего разговора оказался следующим: мы-то ладно, мы артисты, ко всему привыкли, но у всех нас есть родители, дети, друзья. Им-то каково читать весь этот таблоидный бред?! Значит, нужен новый закон.
Но минуточку! Есть действующее законодательство. Существуют понятия "моральный ущерб", "клевета". Существуют суды. Существуют, наконец, прецеденты выигранных процессов. У того же Абдулова, например. Судитесь! Разоряйте клеветников! Нет, надо чтобы президент вмешался. На него последняя надежда.
И потом. Достигнув высот в шоу-бизнесе, многие артисты почему-то забывают, с чего начинаются первые шаги к славе. Думаете, мальчики-девочки из "Фабрики звезд" будут возмущаться, если какое-нибудь желтое издание припишет им несуществующий брак? Да они счастливы будут, ведь это бесплатный пиар! А разве подписавшие письмо Алла Борисовна и Филипп Бедросович в свое время сами не афишировали подробности своего романа и женитьбы? Разве не приглашали на каждый семейный праздник фотографов? Вот и получается, сначала сами же приучили прессу к доступности, а теперь закрывают перед носом дверь...
Лет пять-шесть назад в редакцию популярного глянцевого журнала, где я тогда работал, пришел Юрий Айзеншпис хлопотать за своего подопечного Диму Билана. У начинающего певца намечался концерт на какой-то богом забытой площадке. Публикацией в журнале надо было привлечь к нему внимание. Как матерый продюсер, Юрий Шмильевич прекрасно понимал, что простой информацией о том, что никому не ведомый Билан намеревается дать сольный концерт на окраине Москвы, погоду не сделаешь. Поэтому совместными усилиями тут же сочинили какую-то трогательную историю с участием Димы, которая и была опубликована. Сегодня в подобном пиаре новоиспеченный герой "Евровидения" не нуждается. Значит ли это, что он уже попадает под действие предполагаемого закона о защите частной жизни?..