Министр образования и науки Валерий Фальков на этой неделе объявил: с 2024 года результаты ЕГЭ по русскому языку не будут определяющими при поступлении в технические вузы. Решающее значение при зачислении станут играть баллы, полученные по профильным предметам: математике, физике и информатике. Вокруг такого решения развернулась нешуточная полемика.
Идея исключить русский язык из перечня дисциплин, необходимых для поступления в технические вузы, не нова. И вот оно свершилось: будущим инженерам и конструкторам можно не забивать голову грамматикой и пунктуацией — достаточно сдать ЕГЭ по русскому на тройку и готовиться к тестам по профильным предметам.
Что это — признак деградации нашего образования или стремление сосредоточиться на главных задачах, вставших перед страной? Ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ имени Баумана Иван Сидельников рассуждает: «Допустим, у нас есть два абитуриента, претендующих на одно бюджетное место. Первый, сдав русский язык на 95 баллов и физику на 85, имеет сумму 180. Второй с результатами 75 и 100 баллов соответственно — только 175. В результате на бюджет будет зачислен первый, хотя к обучению в нашем вузе больше готов второй».
А в другом прославленном вузе, МФТИ, понимая, что безграмотным людям в их заведении делать нечего, предлагают установить минимально допустимую планку ЕГЭ по русскому языку для будущих инженеров на уровне 75 баллов.
Изменение требований к поступающим должно повлиять и на выбор выпускниками школ предметов для сдачи ЕГЭ. Авторы идеи надеются, что воспрянет физика, интерес к которой в последние годы неуклонно снижался. В прошлом году экзамен по ней сдавали рекордно малое количество выпускников — 160 тысяч человек, в то время как обществознание выбрали почти 400 тысяч. Хотя, понятно, физики стране сейчас нужнее лириков...
Однако свои аргументы есть и у противников новации — и вполне убедительные. По словам главы Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмилы Дудовой, снижать требования к поступающим в технические вузы нельзя. «Инженер обязан быть грамотным, в том числе и с точки зрения русского языка. Неслучайно на рынке сейчас высок спрос на технических редакторов, компетенция которых находится на стыке технических и гуманитарных знаний».
Эксперты предупреждают: если сейчас снизить планку требований к языку, то очень скоро мы потонем в массовой безграмотности. Уже сейчас IT-специалисты норовят общаться на чудовищном англоподобном суржике, а что будет завтра? Тут никакие законы в защиту русского языка не сработают.
Есть утешительная статистика Рособрнадзора, свидетельствующая о том, что талантливые будущие инженеры сильны во всех дисциплинах. И если они сдают математику или физику на 100 баллов, то и с русским у них, как правило, все в порядке — стабильно больше 90 баллов. Да и язык у технарей порой подвешен как следует. Достаточно вспомнить, что выпускниками технических вузов были Солженицын, Борис Стругацкий, Проханов, Успенский, Задорнов, оставившие след в отечественной культуре. Но ведь на все вузы талантов не напасешься, нужно брать в расчет и обычных выпускников, звезд с неба не хватающих.
Что касается популяризации физики среди молодых, то одними изменениями правил приема в вузы тут не обойтись. Нужен системный подход и серьезное финансирование: вкладываться в школьную инфраструктуру, лаборатории, современные программы подготовки учителей, которых элементарно не хватает. В конце концов, любовь к предмету просыпается не во время натаскивания на ЕГЭ, а гораздо раньше. Или же спит беспробудным сном.