
Искать спасения души и бренной плоти можно в религии или гастрономической аскезе. А можно самому спасать культурное наследие, не ожидая воздаяния свыше. Оно, как и хлеб насущный, со временем обязательно приложится. И вот в это верить стоит.
С. В. Ямщиков. «Музей друзей»
Воспоминания соратников, сопровождаемые замечательными фото, издала к 80-летию со дня рождения «реставратора всея Руси» его вдова Валентина Ганибалова. Он, как могучий былинный дуб, собирал под своей кроной людей неравнодушных, ярких, деятельных. Спасал иконы, картины, усадьбы, воевал с бюрократами. Легко влюблял в себя и так же легко обретал врагов. «Савва был мощнейшей личностью, человеком-глыбой, — говорят его единомышленники. — Он шел, как витязь. Его нельзя было сломать. Ухитрился под видом древнерусской живописи устроить в 60-х первую в СССР выставку икон. Восстанавливал храмы, открывал забытых художников, таких как мастер провинциального портрета Григорий Островский или сказочник Ефим Честняков. Все его труды — на благо России».
Савва Васильевич любил провинцию — Псков, Пушкиногорье, Русский Север, Владимиро-Суздальские земли. Считал, что обрушившийся на нас кризис — не экономический, это кризис душ, их-то и надо реставрировать в первую очередь. И в этом Савва не ошибался, сегодня это уже очевидно многим, а не единицам.
Юлия Латынина. «Иисус. Историческое расследование»
Политический аналитик, автор захватывающих детективов и фантасмагорий, она вдруг взялась за исследование истории христианства. От самых истоков, от секты противостоящих римлянам фанатиков-иудеев — одной из многих бродивших тогда в Палестине. Их проповеди со временем переросли в объявшую весь мир религию, при этом породив жертвы, войны, вражду. Сын Божий появляется где-то в середине 500-страничного повествования — и тут же уступает место брату Иакову по прозвищу Праведник. «Что сделали христиане, чтобы римляне их преследовали?» — спрашивает Латынина. И отвечает: они расшатывали основы Империи — и получали поделом:
Для воинствующего либерала такая реакция на публичные казни, пусть и 2000-летней давности, мягко говоря, неожиданна. А что касается человеческого происхождения Христа, то и Эрнест Ренан доказывал то же самое, и Емельян Ярославский, оголтелый коммунист-атеист, и другие господа и товарищи. Тут ничего нового. Оригинальна местами разве что стилистика — возьмите, к примеру, выражение «иудейская контрпропаганда» — или забытые анекдоты про Брежнева.
Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл. «Китайское исследование»
В обновленном и расширенном издании биохимики отец и сын выстраивают теорию «правильного питания», которая, в общем-то, сводится к банальному вегетарианству. Придерживаясь его, человек способен справиться с любыми заболеваниями, включая диабет и онкологию, утверждают авторы. В качестве подтверждения своих теорий они приводят данные многолетних наблюдений за образом жизни в 65 округах Китая. Где-то жители налегают на утку по-пекински, а где-то питаются исключительно рисом и овощами. Ну и кто же из них прав? Вопрос, не требующий ответа, но авторы его все-таки дают (а иначе зачем та книга?).
Анкетирование китайцев шло по сотням показателей, результаты же сведены к восьми принципам питания. Следуя им, можно жить дольше, снизить уровень холестерина, избежать импотенции, болезни Альцгеймера и прочих неприятностей. Главный принцип: максимум пищи растительной, минимум — животной. Власти США нещадно критикуются за поощрение мясоедства. За океаном книга стала бестселлером. Но массового отказа от стейков и гамбургеров там не наблюдается.