Главная Наука и технологии 00:15 17 Января 2020 2083
Развилка на пути к Луне

Чем ответит наша космонавтика на сложнейшие вызовы времени?

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Тут поневоле вспомнишь васнецовского «Витязя на распутье»! К похожей развилке подошла и наша космонавтика. В наступившем году Роскосмосу предстоит сделать принципиальный выбор на лунном направлении: либо проложить путь к Селене вместе с американцами, под эгидой NASA, либо найти других партнеров. Или лететь на Луну в гордом одиночестве?

Мир на пороге нового этапа в развитии космонавтики. Не за горами пилотируемые полеты в дальний космос. Первый шаг готовятся сделать американцы вместе с европейцами, японцами, канадцами, приглашают они в проект и другие страны. Речь о начале регулярных полетов на Луну лет через пять-шесть, а затем и о создании там долговременной базы. России очень нужна четкая, выверенная стратегия на звездном пути. Иначе можно запросто оказаться на обочине прогресса.

Но начнем с позитива. Одна из козырных карт отечественной космонавтики — самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ. Он уже создан в Химках, в НПО «Энергомаш». На предприятии проведено 900 огневых испытаний суммарной продолжительностью свыше 100 тысяч секунд. В ближайшее время двигателю предстоит держать экзамен в Научно-испытательном центре, где испытания продолжатся уже в составе ракетной ступени.

Тяга такого двигателя — более 800 тонн. Для сравнения: у американских F-1, с помощью которых полвека назад ракета «Сатурн-5» доставляла астронавтов на Луну, этот показатель был меньше — 690 тонн. У нас знаменитый РД-170, детище выдающегося конструктора академика Валентина Петровича Глушко, появился начале 1980-х. Теперь «Энергомаш» сделал важный шаг в совершенствовании базовой версии. Модернизированный РД-171МВ мощностью 246 тысяч «лошадок» открывает новые горизонты для ракет сверхтяжелого класса.

Неоспоримый факт: Россия занимает лидирующие позиции в мире по жидкостным ракетным двигателям. Предмет гордости «Энергомаша»: наши РД-180 уже 20 лет покупают США и используют на ракетах Atlas. Все их 87 пусков были успешными. Да и на другом американском носителе, Antares тоже применяют российские РД-181. Как видим, после распада СССР на «Энергомаше» не только не утратили передовые технологии, но пошли вперед. Разрабатывают метановый ракетный двигатель. А перспективный водородный РД (компоненты топлива — водород-кислород) прошел полный цикл испытаний.

Этому предприятию, конечно же, повезло: у него оказалась востребованная Америкой продукция. В отличие от многих других заводов, оказавшихся после распада СССР в бедственном положении. Со временем ситуация начала улучшаться. Но в последние годы случились новые провалы в космической отрасли. Почему?

Не в деньгах несчастье

— Разрушительные тенденции начались в 1990-е, — отвечает на мой вопрос многоопытный экс-министр Борис БАЛЬМОНТ, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического Труда, возглавлявший Межведомственный координационный совет по созданию уникального комплекса «Энергия — Буран». — Государство выделяло мизерные средства. Многие опытные специалисты покинули предприятия. Нехватка высокопрофессиональных кадров остро ощущается в космонавтике до сих пор. Однако с середины 2000-х бюджетное финансирование программ существенно увеличилось. Казалось бы, появилась возможность выйти на восходящую траекторию, но этого, увы, не происходит...

Слова Бальмонта подтверждают цифры. Если в 2000-м финансирование космической деятельности из бюджета составило лишь 4,7 млрд рублей, то в 2005-м сумма возросла до 23,2 млрд, еще через пять лет она составила 101 млрд, а в 2015-м — почти 170 млрд. На ближайшие три года запланировано 515 млрд. А ведь есть еще и международные контракты. К примеру, за доставку астронавтов на МКС Роскосмос получил в течение 10 лет свыше 3 млрд долларов. Более миллиарда уплатит NASA за поставляемые из России двигатели... Однако все познается в сравнении. У американцев бюджет NASA в 6 раз больше (22 млрд долларов на нынешний год). И у Европейского космического агентства бюджет вдвое выше, и у Китая. Впрочем, не в деньгах несчастье.

— Беды нашей космонавтики проистекают во многом из-за неэффективного управления, некомпетентности, — продолжает Борис Бальмонт. — Нет единой программы развития отрасли с четким указанием этапов, сроков, объемов финансирования. Даже лунная программа, которую обещали представить в прошлом году, — где она? Стопорят работу перестраховки, зашкаливающий бюрократизм, отторжение свежих идей. Перманентное реформирование и организационные перетряски выматывают предприятия...

В таких условиях трудно рассчитывать на динамичное движение к новым целям. Важнейший для российского сегмента МКС многоцелевой лабораторный модуль, который должны были запустить еще в 2007-м, до сих пор на Земле. 12 лет опоздания — невероятно! Многие годы переносится и запуск станции «Луна-25». А ведь задача этой миссии — лишь повторить то, что было уже достигнуто в СССР полвека назад.

Бальмонт сетует на нервозную обстановку на предприятиях. Начальники боятся сделать неверный шаг, работники опасаются разносов и увольнений. Чувство единой команды утеряно, даже среди управленцев высокого уровня случаются конфликты.

Почему не случился «Рывок»

В конце 2019-го стало известно о жестком противостоянии гендиректора «Энергии» Николая Севастьянова и генерального конструктора пилотируемых программ Евгения Микрина. Конфликт дошел до Роскосмоса. Руководитель предприятия направил письмо Дмитрию Рогозину с тяжелыми обвинениями конструктора в срыве важных заданий: российский сегмент МКС не был достроен до 2015 года, до сих пор не запущены модули «Наука», «Причал» и научно-энергетический. А еще серьезные просчеты допущены по новому российскому пилотируемому кораблю «Орел» (прежнее название — «Федерация»), который оказался на 2,3 тонны тяжелее, чем планировалось. Отсутствует комплект полной документации на это изделие...

Ситуация свидетельствует не только о разногласиях наверху, но и о нарастающих сложностях в работах по важнейшим направлениям. Кто-то должен ответить за провалы, переносы сроков. Первый полет нового корабля «Орел» в автоматическом режиме вначале планировался в 2021-м, потом перенесли на 2022-й, сейчас в графике 2023-й, но опытные конструкторы называют реальными только 2024-2025 годы. Пилотируемый рейс вокруг Луны планируется на 2028-й, но, скорее всего, облетная миссия передвинется на три года. А американцы уже готовятся к высадке на Луну (не облету!)...

Да, Евгений Микрин на посту генерального конструктора проявляет себя слабо. При нем не получают поддержки свежие идеи. Возьмите судьбу межорбитального многоразового корабля «Рывок», о котором «Труд» уже рассказывал («Расчеты и мечтанья — 2», 7 мая 2019 года). Он мог бы доставлять космонавтов с околоземной орбитальной станции на окололунную станцию или непосредственно на Луну и обратно во много раз дешевле, чем на будущем корабле «Орел». И не через 12-14 лет, а через пять. Удивительно, но концепция «Рывка» даже не обсуждалась на техническом совете — ее просто отправили по-тихому в дальний ящик. А ведь сегодня, чтобы наверстать упущенное, нужны нестандартные решения, прорывные проекты.

На каком языке говорить с американцами?

Через месяц-два Роскосмос и NASA возобновят переговоры по проекту американской окололунной станции Deep Space Gateway. Это решающий рубеж, на котором надо определиться, участвовать ли России в этой масштабной программе или нет. Мнения российских специалистов разделились.

Некоторые считают, что надо включаться в проект любой ценой, иначе наша пилотируемая космонавтика заглохнет. Другие не приемлют «американского диктата». А третьи вообще предлагают идти на Луну своим путем, пусть даже вдогонку за другими странами. Доводы последних черпаются из опыта 20-летнего сотрудничества на МКС. Наше участие в проекте во многом сводится к обслуживанию станции и к функции извозчиков. Зарабатывая на доставке американцев, мы перестали развиваться. Основные усилия в деятельности РКК «Энергия», как мне рассказывали несколько собеседников, были направлены на то, чтобы обеспечить комплектацию и пуск в течение года четырех кораблей «Союз» и пяти «Прогрессов». Какая там перспектива: Теперь же, после испытаний кораблей «Дрэгон» и «Старлайнер», российская пилотируемая космонавтика придет в упадок...

Участие в совместном с американцами лунном проекте и выруливание в дальнейшем на паритетное начало? Но уже в феврале в США состоится защита эскизного проекта электродвигательного модуля PPE, первого и весьма важного элемента окололунной станции. Едва ли после длительных разработок и немалых затрат американцы станут переделывать проект под новые массы с учетом равноправного сотрудничества России. А масса существенно увеличится, если мы хотим иметь на окололунной станции свои модули...

Получается, у нас ни одного хорошего варианта? Но прикинем, как будут развиваться события. Американская окололунная станция будет обращаться вокруг ночного светила по вытянутой гало-орбите NRHO с минимальным удалением 3 тысячи километров и максимальным — 70 тысяч. Но закавыка в том, что эта орбита неустойчивая. И даже временная неработоспособность электродвигательного модуля приведет к выталкиванию дорогущей станции с орбиты без возможности возврата. Риски налицо.

Орбита станции вокруг Луны должна быть устойчивая, обеспечивающая безопасную доставку и грузов, и экипажей. По мнению специалистов ЦУПа, окололунную станцию надо выводить на высокую круговую орбиту. И это может быть российская конструкция. Главные ее элементы не потребуют больших затрат. У нас почти готов научно-энергетический модуль (НЭМ), который разрабатывается в РКК «Энергия» для МКС, есть готовый узловой модуль «Причал», опять-таки предназначенный для МКС. Есть наработки и по транспортной системе, где «Рывок» мог бы стать нашей палочкой-выручалочкой.

Россия могла бы заявить эту программу (она вполне реальна) и пригласить желающих участвовать в ней на наших условиях. Финансирование? Как показывают расчеты, мы вполне потянем лунную программу. Ведь совсем недавно рассматривалась исключительно российская схема высадки на Луну с использованием корабля «Орел», лунного модуля и двух сверхтяжелых ракет.

— От освоения Луны мы не должны отказываться, это очевидно, — завершает беседу Борис Бальмонт. — Но и плестись в хвосте, отправляя на Селену технику и экипажи через много лет после США, — не лучший вариант. А вот предложения использовать имеющийся потенциал и идеи весьма интересны. Сегодня в нашей космонавтике нет конкуренции, и это плохо. В СССР именно конкуренция конструкторских бюро и производств позволяла находить наилучшие решения. Да и в США в космической сфере идет жесткое соревнование между компаниями. Надо бы и нам использовать этот опыт. А для начала проанализировать альтернативные предложения по лунной программе.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11274
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?