Главная Культура Афиша 00:09 16 Ноября 2018 5983
Некоторым хочется погорячее…

На экраны выходит картина Павликовского «Холодная война»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Холодная война». Фото: www.kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Холодная война» — один из хитов Каннского кинофестиваля. Поставил картину 60-летний режиссер Павел Павликовский, поляк по национальности. В 14 лет он эмигрировал с матерью на Запад, учился в Оксфорде, потом снимал кино в Англии, Франции, России, Германии. Режиссер-космополит, свободно разговаривающий на шести языках, он несколько лет назад вернулся в Польшу. И здесь, на родине, снял свою главную на сегодняшний день картину: черно-белую «Иду», которая завоевала «Оскар», обойдя на финишной прямой «Левиафан» Андрея Звягинцева. И вот новый громкий фильм польского мастера.

«Холодная война», удостоенная в Каннах приза за режиссуру, снята в той же изысканной черно-белой гамме, которая уже однажды принесла Павликовскому успех. Время и место действия примерно те же, что и в «Иде»: послевоенная Польша, восстающая из руин и пепла после страшной бойни. На исходе 1940-х дирижер Виктор (Томаш Кот) ездит по разоренным, утопающим в грязи деревням, на допотопную аппаратуру записывает фольклорные мелодии. Заодно набирает талантливую молодежь для ансамбля песни и пляски «Мазурек», который должен прославить искусство новой, «народной Польши».

Во время одного из прослушиваний обращает внимание на красивую, яркую, с чувственным ртом блондинку Зузанну, или попросту Зулю (Иоанна Кулиг), которая с равным успехом может спеть и польскую народную песенку про «два сердечка», и советскую «Сердце, тебе не хочется покоя». Место примы в ансамбле отныне будет принадлежать ей. Вскоре между молодыми людьми завяжется тайный роман, осложненный, впрочем, тем обстоятельством, что Зуля приставлена следить за Виктором и докладывать компетентным органам об умонастроениях дирижера.

Сама она тоже у органов на крючке: поговаривают, что девушка прирезала своего отца. «Отец ошибочно принял меня за мать, и я с помощью ножа объяснила ему разницу. Да ты не переживай, он жив остался», — успокаивает Виктора отчаянная, с шалыми глазами Зуля. Сообща у них до поры до времени получается обводить вокруг пальца надсмотрщиков, но когда руководству ансамбля партийные бонзы рекомендуют включить в репертуар песни о Сталине и аграрной реформе, влюбленные во время гастролей в Восточном Берлине принимают решение бежать на Запад...

Виктор пойдет по этому пути до конца и со временем обоснуется в парижской мансарде, станет работать пианистом в музыкальном клубе. А не знающая иностранных языков «простолюдинка» Зуля в последний момент дрогнет и останется в Польше. Но, подобно Ромео и Джульетте, Тристану и Изольде, Антонию и Клеопатре, им не суждено жить и умереть порознь. Целых 15 лет герои будут встречаться то в Загребе, то в Париже, то в Варшаве, прорываясь друг к другу через колючую проволоку границ, через баррикады холодной войны, через кордоны смертельного противостояния между железобетонным социалистическим лагерем (однажды Виктор даже попадет в настоящий лагерь) и равнодушным к судьбе влюбленных, самодостаточным и сытым капиталистическим миром.

Добавляет что-либо в содержательном, эмоциональном плане сюжет «Холодной войны» к основной коллизии знаменитой пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия», написанной полвека назад? Или попросту умело приспосабливает старый, многократно использованный сюжетный мотив для решения схожей, только более масштабной (хотя бы в географическом плане) творческой задачи? На мой скромный вкус, если и добавляет, то немного. Потому предвижу, что в России, где классическую пьесу и ее театральные воплощения хорошо знают, успех «Холодной войны» будет скромнее, чем на Западе, где подобный сюжет многим покажется если не совсем новым, то уж наверняка хорошо забытым старым.

Но и у нас, и во всем мире, полагаю, оценят волшебную камеру оператора Лукаша Зала (он снимал не только «Иду» Павликовского, но и фильм «Довлатов» Алексея Германа), который создает на экране визуальную феерию из сочных зарисовок деревенского быта, огневых сценических песен и танцев, пленительных польских пейзажей, сумеречных парижских панорам. Сцена, когда влюбленные на прогулочном кораблике плывут по Сене, а камера как бы их глазами завороженно выхватывает из ночной тьмы то верхушки деревьев, то очертания старинных зданий, то величественный купол собора Нотр-Дам, овеянная поэзией и пронизанная любовью, со временем войдет, полагаю, во все кинохрестоматии.

К сожалению, таких эмоционально насыщенных эпизодов, в которых красота кадра сливается с психологическим состоянием героев, с их чувствами, в «Холодной войне», вопреки ожиданиям, не так уж много. Кажется, режиссер избрал чересчур отстраненную, холодноватую манеру рассказа. Она была уместна и принесла успех его религиозной драме «Ида», но оказалась, как мне видится, неточной в случае с любовной мелодрамой, каковой является «Холодная война». Поэтому, несмотря на усилия прекрасных актеров, проникнуться состраданием, любовью, нежностью к их героям лично у меня не всегда получалось.

Тем более что по ходу фильма Виктор и Зуля не только воюют с внешними обстоятельствами, разделившими их, но при редких встречах сами ведут между собой настоящую холодную войну — войну характеров, амбиций, неутоленных творческих и любовных желаний. И возникает обоснованное подозрение, что они не смогли бы ужиться друг с другом при любой политической системе. А это сюжет и тема для совсем другого кино. Холодная война и ужасы тоталитаризма здесь уже совершенно ни при чем.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3519
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 21
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...